Программа

      

 

Программа

 

Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение.

4

4

 

2.

Природа родного края и его история. Краеведческая работа в туристском походе.

6

4

2

3.

Г игиена туриста. Доврачебная помощь.

12

8

4

4.

Ориентирование по компасу.

10

2

8

5.

Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса.

12

6

6

6.

Спортивная подготовка туриста.

10

6

4

7.

Туристское снаряжение.

24

12

12

8.

Туристский бивак.

22

8

14

9.

Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности.

8

4

4

10.

Подготовка похода.

8

4

4

11.

Проведение походов.

18

 

18

12.

Подведение итогов похода.

10

2

8

 

Итого:

144

60

82

 

Содержание программы 1 года обучения

1.               Введение. Беседа о туризме и о работе объединения, о значении туризма для человека. Виды туризма, особенности пешеходных походов. Нормативы значков «Юный турист России», «Турист России». Туризм в комплексе ГТО. Рассказы об интересных походах и путешествиях (показ кинофильма или диафильма). Законы туристов. Заполнение анкет (туристских паспортов) кружковцев.

2.                Природа родного края и его история. Краеведческая работа в туристском походе.

Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые.

История края, памятные исторические места, предприятия, фермерские хозяйства. Знатные люди края. Роль туристов в охране памятников истории и культуры края.

Охрана природы. Закон об охране природы.

Краеведческая и экскурсионная работа в походах. Ведение путевых записей: личный и групповой дневник, описание пути движения, описание экскурсионного объекта, путевой очерк. Сбор экспонатов и других краеведческих материалов. Подготовка итоговой выставки. Фотографирование в походе.

Практические занятия. Знакомство с картой области (края), республики. «Путешествия» по карте. Подготовка и заслушивание докладов кружковцев о природе и достопримечательностях края. Проведение краеведческих викторин.

3.               Гигиена туриста. Доврачебная помощь. Личная гигиена туриста. Обувь туриста, уход за ногами и обувью во время похода. Гигиенические требования к одежде, постели, посуде туриста.

Купание в походе. Предупреждение охлаждений и обморожений в зимнем походе, простудных заболеваний в летних походах. Содержание походной аптечки и первая доврачебная помощь пострадавшему. Самоконтроль туриста. Транспортировка пострадавшего.

*Практические занятия. Оказание первой доврачебной помощи при различных травмах. Транспортировка пострадавшего.

4.                 Ориентирование по компасу. Стороны горизонта. Устройство компаса Адрианова. Пользование компасом в походе. Азимут. Определение азимута по карте и на местности, азимутальное кольцо. Определение азимута на заданный ориентир, движение группы но азимутам на заданное расстояние.

Определение сторон горизонта по солнцу, звездам и местным признакам.

Практические занятия. Определение сторон горизонта с помощью компаса, по небесным светилам, местным признакам. Определение направлений по заданным азимутам и азимутов на заданные ориентиры. Ориентирование карты по компасу. Движение группы по заданным азимутам на заданные расстояния. Глазомерная оценка расстояний до предметов.

5.                 Топографическая подготовка. Ориентирование с помощью карты и компаса.

Знакомство с топографической картой и топографическими знаками. Масштаб, виды масштабов, масштабы топографических и географических карт. Пользование линейным и числовым масштабами. Курвиметр. Преобразование числового масштаба в натуральный. Изменение прямолинейных и криволинейных расстояний на карте. Изменение направлений на карте. Транспортир. Ориентирование на маршруте с помощью карты и компаса.

Практические занятия. Зарисовка топографических знаков, чтение топографических карт по квадратам и маршрутам. Топографический диктант. Разбор топографического диктанта. Повторение плохо усвоенных топографических знаков. Упражнения и задачи на масштаб, на превращение числового масштаба в натуральный.

Проложение по карте маршрута по его текстовому описанию (по легенде). Построение на миллиметровке заданного азимутального маршрута. Измерение на карте азимутов и расстояний заданных линий.

6.                 Спортивная подготовка туриста. Понятие о категорийных маршрутах. Какие физические и морально-волевые качества необходимы путешественнику. Рассказы о мужестве и находчивости туристов, спортсменов.

Физическая и морально-волевая подготовка туристов-спортсменов. Закаливание, комплекс упражнений для тренировки. Беговые тренировки. Нормативы юношеских разрядов по туризму, нормы на звание младшего инструктора по туризму.

7.                 Туристское снаряжение. Групповое, личное и специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость. Прочность, удобство в пользовании и переноске.

Устройство туристской палатки, стойки и колышки для палаток. Тент к палатке. Уход за снаряжением и его ремонт. Правила укладки рюкзака.

Практическое занятие. Укладка рюкзака. Проведение игры «Что взять с собой в поход».

8.                 Туристский бивак. Что такое привал и бивак в походе. Основные требования к месту привала и бивака.

Планировка бивака. Виды и производство хозяйственных работ на биваке. Графики дежурств на биваках.

Типы костров и их назначение. Костровое оборудование. Выбор и заготовка топлива. Сушка обуви и одежды. Общественно полезная работа на дневках. Охрана природы. Свертывание бивака. Противопожарные меры.

Питание в походе. Что такое калорийность пищи. Примерный набор продуктов питания для туристского похода. Расфасовка, упаковка и переноска продуктов. Что такое меню, как оно составляется. Учет расхода продуктов в пути. Водно-солевой режим в походе. Выбор и обеззараживание воды в походе.

Практические занятия. Расчет продуктов питания для двухдневного похода. Зарисовка схем правильной планировки бивака с учетом требований, предъявляемых к месту привала.

9.                 Туристская группа в походе. Обеспечение безопасности. Спортивное и краеведческое содержание похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте. Поход и прогулка. Виды естественных препятствий в пешеходном и лыжном туризме. Нормы переходов. Строй, темп, режим, интервал, построение цепочки; их изменения в зависимости от различных условий. Шаг туриста, положение корпуса, рук при пешем и лыжном передвижении.

Движение по ровной, по сильно пересеченной местности, движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, движение по дорогам, по тропам, и без троп. Движение по склонам различной крутизны и с различными почвенно-растительными условиями.

Меры предосторожности при преодолении естественных препятствий на маршруте: значение дисциплины, правильной оценки своих сил и умений. Правила поведения туристов в лесу, на воде, на заболоченной местности, на склонах, во время грозы, в населенных пунктах.

Обязанности направляющего (проводника) и замыкающего. Режим ходового дня и режим на дневке. Правила поведения туристов на коротких привалах. Хронометраж движения группы по маршруту. Работа с картой в пути, разведки на маршруте.

10.             Подготовка похода. Правила организации и проведения туристских походов и экскурсий с учащимися общеобразовательных школ.

Подбор группы. Определение цели и района путешествия, распределение обязанностей в группе. Обязанности командира туристской группы, завхозов, краеведа, старшего проводника и других ответственных лиц.

Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п.

Разработка маршрута, составление плана подготовки похода, плана-графика движения, сметы расходов.

Подбор и подготовка личного и группового снаряжения.

Организация ночлегов в помещениях. Культура поведения туристов, их взаимоотношения с местными жителями. Значение дисциплины в походе.

Оформление походной документации, получение разрешения на выход в поход.

Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака. Типичные ошибки при укладке рюкзака. Подбор и хранение картографического материала.

Сообщение о вариантах летнего зачетного похода, распределение тем докладов. Распределение обязанностей и заданий по краеведческой работе, план фото- и киносъемок, ведение календаря погоды и протокола (хронометража) движения.

Практически занятия. Разработка маршрутов и планов - графиков учебно­тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т.п., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка группового и специального снаряжения, закупка и расфасовка продуктов. Укладка рюкзаков. Составление графика дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.

11.             Проведение походов. В соответствии с количеством часов, отведенных по примерному плану занятий объединения, рекомендуется провести в течение учебного года (кроме летнего зачетного похода) шесть учебно-тренировочных походов:

три однодневных по 6 часов - 18 часов.

В результате этих походов дети приобретут десятидневный опыт движения по маршрутам, ознакомятся с природой и достопримечательностями родного края.

Во время учебно-тренировочных походов необходимо отработать: движение колонной, правила и режим пешеходного и лыжного движения, выполнение общественных поручений в группе по организационным вопросам и хозяйственному обеспечению, преодоление различных естественных препятствий. Страховка и

самостраховка. Развертывание и свертывание бивака. Использование карты и компаса, сличение карты с местностью, ведение группы по азимуту. Ориентирование по небесным: светилам днем и в сумерках. Проведение наблюдений, вычерчивание схем, нанесение дополнений и исправлений на карту, фотографирование, ведение записей, организация и проведение экскурсии, сбор экспонатов.

12.     Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов и подготовка диафильмов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения, оформление значков и разрядов.

Практические занятия. Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад. Оформление туристского уголка группы, летописи объединения, фотогазеты. Подготовка выставки о работе кружка. Обсуждение похода в группе, на совместном родительском собрании. Оформление документации, заполнение учетных карточек, награждение участников.

Учебно-тематическое планирование 2 года обучения.

No

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение, Итоги летнего зачетного похода.

4

2

2

2.

Туризм в России. Виды туризма. Формы туристских мероприятий.

4

4

-

3.

Краеведческая подготовка.

16

10

6

4.

Топографическая подготовка и ориентирование в походе. План и карта.

16

6

10

5.

Медицинская подготовка.

16

8

8

6.

Туристское хозяйство. Групповое снаряжение. Привалы и биваки.

26

8

18

7.

Техника и тактика пешеходного туризма.

42

12

30

8.

Подготовка походов.

16

-

16

9.

Проведение походов.

68

-

68

10.

Подведение итогов походов.

8

2

6

 

Итого:

216

52

164

 

Содержание программы 2 года обучения

1.                                                                                                                                                                               Введение. Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода - обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ. Практические занятия. Подготовка отчета:                                        приведение в порядок походной документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета по экспедиционному заданию и другим: краеведческим наблюдениям; подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильмов, песен. Оформление разрядов и значков участникам похода.

Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на родительском собрании, празднике. Участие в районном слете туристского актива.

2.              Туризм в России. Виды туризма. Формы туристских мероприятий. История развития туризма в России. Современная организация туризма в стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме. Что такое краеведение.

Значение туризма в организации отдыха. Образовательное значение туризма, роль туризма в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке человека к предстоящей трудовой деятельности.

Туристские слеты и соревнования; конкурсы и чемпионаты. Разрядные нормативы в туризме. Понятие о степенных и категорийных походах.

Привила организации туристских походов: состав группы, права и обязанности членов туристской группы, порядок оформления путевых документов в маршрутно­квалификационной комиссии.

Правила поведения туристов в походе: культура взаимоотношений с местными жителями, оказание помощи терпящим бедствие; понятие о системе КСС, обеспечение безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты; охрана природы, памятников культуры и истории, общественно полезная работа туристов на маршрутах походов.

3.                 Краеведческая подготовка. Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, гючвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность и сельское хозяйство, транспорт. Население и культура, знатные люди края; история края. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия.

Методика выполнения взятого группой краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе.

Практические занятия. Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; «путешествия по карте». Заслушивание докладов по краеведческим темам, просмотр фотографий, фильмов. Решение задач типа: как проехать из нашего города в такой - то пункт. Проведение краеведческих викторин.

4.                 Топографическая подготовка и ориентирование в походе. План и карта. Обзор материала, пройденного в первый год обучения.

Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов.

Виды и свойства карт. Километровая сетка, копирование карт. Что такое топографическая схема, кроки, маршрутная лента, обзорная карта. Обязанности топографа тур.группы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению.

Определение термина «ориентирование». Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности, при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков. Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимуту. Виды ориентирования на туристских соревнованиях:   открытый,

маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния.

Практические занятия. Повторительные упражнения по программе первого года обучения.

Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склона по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности. Перевод полученного результата в масштаб карты. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

5.                 Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году обучения.

Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды, правила пользования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок. Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и проведения похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасность бесконтрольного употребления грибов и ягод. Почему турист не имеет права скрыть свое недомогание.

Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

6, Туристское хозяйство. Групповое снаряжение. Привалы и биваки. Смета путешествия, виды расходов и источники их покрытия. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные расходы.

Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака. Одежда и обувь для зимних походов, типы лыж, крепления, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели.

Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения:                        блокнот,  карандаш,     ручка,   посуда,

туалетные принадлежности, стельки, куски тесьмы, шнур и др. Как готовить личное снаряжение к походу.

Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток; как подготовить палатку к походу, упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Состав и назначение ремнабора, обязанности реммастера до и во время похода. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость и вес. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов питания по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продуктов питания в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, трав и растений для приготовления пищи.

Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реках, падение деревьев при ветре, туман в низовьях и т.п.), эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака.

Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу), в тайге, в тундре.

Организация бивачных работ. Панорама бивачных работ: виды, последовательность, исполнители, материальное обеспечение, роль командира группы в производстве работ в

нормальных и критических условиях. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке. Место для установки палаток. Приемы установки палаток в различных условиях. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей, обуви.

Выбор места для костра, где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи, конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание, место для разделки дров. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и обуви. Место для топора, рукавиц, инвентаря, ведер с горячей пищей. Раздача пищи, ее прием.

Яма для отбросов. Организация и способы мытья посуды в походе. Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака

Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться дровяной плитой, печью. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта.

2.    Техника и тактика пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль субъективных и объективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.

Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности группы. Повторение основных правил организации и проведения походов. Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме.

Основные параметры маршрутов 2 и 3 категорий сложности. Виды и характеристики естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста.

Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2 и 3 категорий сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения «нитки» маршрута. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, дневки, полудневки. Связь с КСС. Утверждение похода.

Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туриста, понятие о само- и командной страховке. Законы туристской дружбы.

Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной. Построение колонны. Обязанности проводника (направляющего), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.

Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий.

Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков и девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение его равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком. Типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.

Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня: в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования для ориентирования на местности, как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях.

Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъеме и спуске с невысоких гор.

Движение без дороги и тропы на равнине. Характеристика типичных препятствий, встречаемых в тундре. Движение в зарослях карликовой растительности, по стланику, высокотравью, в густых кустарниках; по мохово-каменистой поверхности, по болотам. Особенности движения в таежной зоне. Характеристика типичных естественных препятствий на лесных и горно-таежных участках маршрутов. Особенности ориентирования в тайге. Шаг, темп, интервал, изменения в режиме движения, техника преодоления завалов, густых зарослей, заболоченных участков тайги.

Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных условиях. Разведка и маркировка, выбор пути движения «в лоб» и «серпантином». Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки.

Движение по осыпям и каменным «морям». Виды осыпей, их характеристика. Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх, вниз, «в лоб», «серпантином». Подъемы, спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки. Правила безопасности и поведение туристов при падении камней.

Движение по снежникам и фирну. Оценка доступности снежного склона для прохождения его группой, положение и состояние снежника. Признаки лавинной опасности. Выбор наиболее безопасного пути прохождения по снежному склону. Подъем «в лоб», траверсирование, глассирование. Шаг, выбивание ступенек, положение корпуса, страховка альпенштоком, использование веревочных перил.

Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка местности и оценка доступности переправы избранным способом. Переправы по кладям, бревнам: наведение переправы, проверка, порядок, страховка. Переправа через спокойную воду вплавь, с грузовым плотиком - саликом. Переправа через бурную горную реку по камням. Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. Основные узлы и обвязка.

Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде. Виды, содержание, правила соревнований юных туристов по туристской технике.

Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

3.    Подготовка походов. При подготовке к предусмотренным учебным планом работы кружка учебно-тренировочным походам со всем составом кружка, а так же по отдельным группам: и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы.

Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика похода. Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты походов по их спортивному и краеведческому содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке летнего зачетного похода.

4.              Проведение походов. Указанные в примерном тематическом плане занятий кружка (96 часов) на учебно-тренировочные походы можно распределить следующим образом::

три однодневных похода по 8 часов = 24 часа; два двухдневных похода по 14 часов = 28 часов; два трехдневных похода по 22 часа = 44 часа.

При такой разбивке часов воспитанники за время учебного года проведут 13 дней в 7 походах с 6-ю ночлегами.

Однако данная разбивка учебно-тренировочных часов не является строго обязательной. Возможна, например, замена похода участием в соревнованиях.

Задача заключается в том, чтобы воспитанники на практике закрепили знания, полученные во время занятий. Особенно это касается того материала программы, который не требует его осмысления, а требует отработки прочных навыков практических действий.

5.              Подведение итогов походов. Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей, оформление краткого отчета о походе, написание заметок в газету. Оформление значков «турист России».

Если в объединении заведены учетные карточки на каждого кружковца, то командир должен вписать в них сведения об участии в очередном походе: маршрут похода, протяженность, продолжительность.

Учебно-тематическое планирование 3 года обучения

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Введение. Итоги летнего зачетного похода.

2

2

-

2.

История развития туризма в России и в мире.

4

4

-

3.

Основы туристической подготовки. Техника безопасности при проведении походов.

10

4

6

4.

Топография и ориентирование.

20

6

14

5.

Краеведческая подготовка.

30

10

20

6.

Основы гигиены и первая доврачебная помощь.

10

4

6

7.

Общая и специальная физическая подготовка.

20

4

16

8.

Подготовка походов.

14

4

10

9.

Проведение походов.

96

-

96

10.

Подведение итогов походов.

10

10

-

 

Итого:

216

48

168

 

Содержание программы 3 года обучения.

1.                                                                                                                                                                                                   Введение. Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода - обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ. Практические занятия. Подготовка отчета:                                       приведение  в порядок походной

документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета по экспедиционному заданию и другим краеведческим наблюдениям; подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильмов, песен. Оформление разрядов и значков участникам похода.

Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на родительском собрании, празднике.

2.              История развития туризма в России и в мире. Организация туризма в России и в мире. Роль государства и органов образования в развитии детско-юношеского туризма. Виды туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный, велосипедный, спелеотуризм. Характеристика каждого вида. Понятие о спортивном туризме. Экскурсионный и зарубежный туризм.

Туристские нормативы и значки "Юный турист России", "Турист России". Разрядные нормативы по спортивному туризму, спортивному ориентированию, туристскому многоборы-о.

3.                  Основы туристической подготовки. Техника безопасности при проведении походов. Организация работы по развертыванию и свертыванию лагеря: планирование лагеря (выбор места для палаток, костра, определение мест для забора воды и умывания, туалетов, мусорной ямы.), заготовка дров. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от намокания и проникновения насекомых. Правила поведения в палатке. Уборка места лагеря. Типы костров. Правила разведения костра. Уход за одеждой и обувью в походе (сушка и ремонт). Меры безопасности при обращении с огнем и при заготовке дров. Организация ночлегов в помещении. Должности постоянные и временные. Командир группы. Техника безопасности при проведении туристских походов, занятий. Дисциплина в походе и на занятиях - основа безопасности. Меры безопасности при проведении занятий в помещении, на улице. Правила поведения при переездах группы на транспорте. Меры безопасности при преодолении естественных препятствий. Организация самостраховки. Простейшие узлы и техника их вязания. Правила поведения в незнакомом населенном пункте. Взаимоотношения с местным населением.

Практические занятия.

Определение мест, пригодных для организации привалов и ночлегов. Развертывание и свертывание лагеря (бивака). Разжигание костра.

Отработка техники преодоления естественных препятствий: склонов, подъемов. Использование альпенштока на склонах. Организация переправы по бревну с самостраховкой.

4.                  Топография и ориентирование. Понятие о топографической и спортивной карте. Определение роли топографии и топографических карт в народном хозяйстве и обороне государства, значение топокарт для туристов.

Масштаб. Виды масштабов. Масштабы топографических карт. Понятие о генерализации. Три отличительных свойства карт: возраст, масштаб, нагрузка (специализация). Старение карт. Какие карты пригодны для разработки маршрутов и для ориентирования в пути. Рамка топографической карты. Номенклатура. Географические и прямоугольные координаты (километровая сетка карты). Определение координаты точек на карте. Назначение спортивной карты, её отличие от топографической карты. Масштабы спортивной карты. Способы и правила копирования карт. Защита карты от непогоды в походе, на соревнованиях.

Условные знаки. Понятие о местных предметах и топографических знаках. Изучение топознаков по группам. Масштабные и немасштабные знаки, площадные (заполняющие) и контурные знаки. Сочетание знаков. Пояснительные цифровые и буквенные характеристики.

Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Сущность способа горизонталей. Сечение. Заложение. Горизонтали основные, утолщенные, полугоризонтали. Бергштрих. Подписи горизонталей. Отметки высот, урезы вод.

Типичные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Характеристика местности по рельефу.

Ориентирование по горизонту. Азимут. Основные направления на стороны горизонта: С. В, Ю, 3. Дополнительные и вспомогательные направления по сторонам горизонта. Градусное значение основных и дополнительных направлений по сторонам горизонта. эоза направлений".

Определение азимута, его отличие от простого угла (чертеж). Азимут истинный и магнитный. Магнитное склонение. Измерение и построение углов (направлений) на карте. Азимутальный тренировочный треугольник.

Типы компасов. Спортивный жидкостный компас. Правила обращения с компасом. Четыре действия с компасом: определение сторон горизонта, ориентирование карты,

прямая и обратная засечка. Техника выполнения засечек компасом Адрианова и жидкостным.

Способы измерения расстояний на местности и на карте. Курвиметр, использование нитки. Средний шаг, от чего зависит его величина. Как измерить средний шаг. Таблица переводов шага в метры. Глазомерный способ измерения расстояния. Способы тренировки глазомера. Определение расстояния по времени движения.

Ориентирование с помощью карты в походе. Виды ориентиров: линейные, точечные, звуковой ориентир, ориентир-цель, ориентир - маяк. Необходимость непрерывного чтения карты. Способы определения точек стояния на карте (привязки). Сходные (параллельные) ситуации. Составление абрисов. Оценка скорости движения. Движение но азимуту в походе, обход препятствий, сохранение общего заданного направления, использование солнца и тени. Привязка при потере видимости и при отсутствии информации на карте. Виды и организация разведки в походе, опрос местных жителей.

Движение по легенде с помощью подробного текстового описания пути. Протокол движения.

Ориентирование по местным предметам. Действия в случае потери ориентировки.

Суточное движение Солнца по небосводу, средняя градусная скорость его движения. Определение азимута на Солнце в разное время дня. Определение азимута по Луне. Полярная звезда, её нахождение. Приближенное определение сторон горизонта по особенностям некоторых местных предметов.

Анализ пройденного маршрута в случае потери ориентировок, возможность ухода на сходную (параллельную) ситуацию. Поиск отличительных ориентиров. Принятие решения о выходе на крупные ориентиры, выходе к ближайшему жилью.

Использование звуковой пеленгации, источников света в ночное время.

Практические занятия.

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Копирование на кальку участка топографической карты. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, мини­соревнования.

Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку азимутов. Упражнения на инструментальное (транспортиром) измерение азимутов на карте. Построение тренировочных азимутальных треугольников.

Ориентирование карты по компасу. Упражнения на засечки: определение азимута на заданный предмет (обратная засечка) и нахождение ориентиров по заданному азимуту (прямая засечка). Движение по азимуту, прохождение азимутальных отрезков, азимутальных построений (треугольники, "бабочки" и т.п.).

Измерение своего среднего шага (пары шагов), построения графиков перевода пар шагов в метры для разных условий ходьбы. Упражнения на прохождение отрезков различной длины. Измерение кривых линий на картах разного масштаба курвиметром или ниткой. Оценка пройденных расстояний по затраченному времени. Тренировочные упражнения на микроглазомер на картах разного масштаба.

Упражнения по отбору основных контрольных ориентиров на карте по заданному маршруту, отысканию на карте сходных (параллельных) ситуаций, определению способов привязки. Занятия по практическому прохождению мини-маршрута, движение по легенде. Разработка маршрута туристского похода на спортивной карте, с подробным описанием ориентиров, составлением графика. Составление абрисов отдельных участков.

Упражнения по определению азимута движения по тени от Солнца, определение азимута в разное время дня. Упражнения по определению сторон горизонта по местным предметам, по солнцу, Луне, Полярной звезде. Определение точки стояния на спортивной карте, имитация ситуации потери ориентировки, построение алгоритма действий восстановления местонахождения.

5.                 Краеведческая подготовка. Родной край, его природные особенности, история, известные земляки. Климат, растительность и животный мир родного края, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края. Транспортные магистрали. Промышленность. Экономика и культура края, перспектива его развития. Сведения о прошлом края. Памятники истории и культуры. Знатные люди края, их вклад в его развитие. История своего населенного пункта.

Туристские возможности родного края, обзор экскурсионных объектов. Экскурсии на предприятия, на стройки, в учреждения и организации. Сбор сведений об истории края в архивах,           военкоматах,                   общественных          организациях.

Изучение района путешествия. Определение цели и района похода. Сбор сведений о районе похода: изучение литературы, карт, переписка с местными краеведами и туристами, встречи с людьми, побывавшими в районе планируемого похода, посещение музеев и т.п. Разработка маршрута, составление плана-графика движения. Подготовка докладов о районе похода: по истории, климату, рельефу, флоре, фауне и т.д. Общественно-полезная работа в путешествии, охрана природы и памятников культуры. Краеведческая работа - один из видов общественно-полезной деятельности. Выполнение краеведческих заданий: сбор материалов по истории, поисковая работа, запись воспоминаний участников и очевидцев памятных событий. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения. Изучение растительного и животного мира. Геологический поиск. Простейшие приборы для краеведческой и исследовательской работы. Работа в музеях, архивах, библиотеках.

Законодательство по охране природы. Природоохранительная деятельность туристов. Охрана памятников истории и культуры.

Работа среди местного населения: оказание помощи одиноким и престарелым, организация концертов и встреч.

Практические занятия.

Знакомство с картой своего края. "Путешествия" по карте. Проведение краеведческих викторин.

Прогулки и экскурсии по ближайшим окрестностям, посещение музеев, экскурсионных объектов.

Подготовка и заслушивание докладов по району предстоящего похода.

Проведение различных краеведческих наблюдений. Сбор материалов для музея, предметных кабинетов. Знакомство с краеведческими объектами. Изучение краеведческой литературы.

6.                 Основы гигиены и первая доврачебная помощь. Личная гигиена туриста, профилактика различных заболеваний. Понятие о гигиене: гигиена физических упражнений и спорта, ее значение и основные задачи. Гигиенические основы режима труда, отдыха и занятий физической культурой и спортом. Личная гигиена занимающихся туризмом: гигиена тела, гигиеническое значение водных процедур (умывание, обтирание, тарная баня, душ, купание). Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов и путешествий.

Сущность закаливания, его значение для повышения работоспособности человека и увеличение сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. Роль закаливания в занятиях туризмом, гигиенические основы закаливания. Закаливание воздухом, солнцем,

ВОДОЙ.

Систематические занятия физическими упражнениями, как важное условие укрепления здоровья, развития физических способностей и достижения высоких спортивных те:у льтатов.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на здоровье и Ттоепособность спортсменов.

Походная медицинская аптечка. Составление медицинской аптечки. Хранение и транспортировка аптечки. Назначение и дозировка препаратов: ампульные, таблеточные, ъ - шковые. линименты, смазки. Различия в принципе действия. Состав походной аптечки для походов выходного дня и многодневных. Перечень и назначение, показания и противопоказания применения лекарственных препаратов. Новейшие ф ар макологические препараты.

Личная аптечка туриста, индивидуальные лекарства, необходимые в зависимость от хронических заболеваний.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм. Заболевания в походе. Профилактика заболеваний и травматизма. Работа с группой по развитию самоконтроля и усвоению гигиенических навыков.

Помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги.

Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления и желудочные заболевания.

Наложение жгута, ватно-марлевой повязки, обработка ран, промывание желудка.

Приемы транспортировки пострадавшего. Зависимость способа транспортировки и переноски пострадавшего от характера и места повреждения, его состояния, от количества оказывающих помощь. Транспортировка на рюкзаке с палкой, в рюкзаке, на веревке, вдвоем на поперечных палках. Переноска вдвоем на шестах (или лыжах) со штормовками, на носилках-плетенках из веревок, на шесте. Изготовление носилок из шестов, волокуши из лыж.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации.

Практические занятия.

Разучивание комплекса упражнений гимнастики. Применение средств личной гигиены в походах и во время тренирс н очного процесса. Подбор одежды и обуви для тренировок и походов, уход за ними.

Формирование походной медицинской аптечки.

Способы обеззараживания питьевой золы. Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы, диагнс за практическое оказание помощи). Изготовление носилок, волокуш, разучивание различных видов транспортировки пострадавшего.

7.      Обшая и специальная физическая подготовка. Краткие сведения о строении (органы и системы) и функциях организма человека и влиянии физических упражнений. Костно-связочный аппарат. Мышцы, их строение и взаимодействие. Основные сведения о строении внутренних органов. Кровеносная система. Сердце и сосуды. Дыхание и газообмен.

Органы пищеварения и обмен веществ. Нервная система - центратьная и периферическая. Влияние различных физических упражнений на укрепление здоровья, работоспособности.

Совершенствование функций органов дыхания и кровообращения под воздействием занятий спог:: v

Врачебный контроль. самоконтроль, предупреждение спортивных травм на тренировках. Значение и содержание врачебного контроля при занятиях сп:~-  \ Объективные данные: вес, динамометрия, спирометрия. Порядок

осуществления врачебного контроля. Показания и противопоказания к занятиям различными вилами туризма. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, рас:: стосооность, настроение. Понятие о "спортивной: форме",

утомлении, перетренировке. Дневник самоконтроля.

Основная задача бшей физической подготовки - развитие и совершенствование физических, мных и волевых качеств туристов. Требования к физической подготовке, ее место л значение в повышении функциональных возможностей организма, в разностороннем дюяческом развитии спортсменов, в успешном овладении техникой и

тактикой. Характеристика средств физической подготовки, применяемых на различных этапах обучения. Ежедневные, индивидуальные занятия членов группы.

Роль и значение специальной физической подготовки для роста мастерства туристов. Место специальной физической подготовки на различных этапах процесса тренировки. Характеристика и методика развития физических и специальных качеств, необходимых туристу: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости, силы.

Индивидуальный подход в решении задач общей и специальной физической подготовки. Основная цель тренировочных походов - приспособление организма к походным условиям. Привыкание к нагрузке (выносливость):                постепенность,

систематичность, использование разнообразных средств для этого. Зависимость вида тренировок от характера предстоящего похода.

Практические занятия.

Прохождение врачебного контроля. Ведение дневника самоконтроля.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Упражнения для мышц шеи. Упражнения для туловища, для ног. Упражнения с сопротивлением. Упражнения со скалкой, гантелями. Элементы акробатики. Подвижные игры и эстафеты. Легкая атлетика. Лыжный спорт. Гимнастические упражнения. Спортивные игры: баскетбол, футбол, волейбол. Плавание - освоение одного из способов.

Упражнение на развитие выносливости. Упражнения на развитие быстроты. Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости, на растягивание и расслабление мышц.

8.                 Подготовка походов. При подготовке к предусмотренным учебным планом работы кружка учебно-тренировочным походам со всем составом кружка, а так же по отдельным группам и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы.

Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика похода. Хозяйственная и техническая подготовка походов.

Практические занятия. Разработка маршрутов и планов - графиков учебно­тренировочных походов, заслушивание докладов о районе похода: по истории, флоре, фауне, рельефу и т.п., подготовка маршрутной документации, копирование карт. Подготовка снаряжения и продуктов. Составление графика дежурств. Контрольные сборы: проверка личной и групповой готовности к выходам в походы.

9.                 Проведение походов. Указанные в примерном тематическом плане занятия кружка (96 часов) на учебно-треннр явочные походы можно распределить следующим образом:

три одноднез:::   :::хода по 8 часов = 24 часа;

два двухдневных с \: да по 14 часов = 28 часов; два трех дневных               22 часа = 44 часа.

При такой разбивке часов воспитанники за время учебного года проведут 13 дней в 7 походах с 6-ю ночлегами. В : жна замена похода участием в соревнованиях.

Задача заключается в том. чтобы воспитанники на практике закрепили знания, полученные во время занят;:::.

10.             Подведение итогов походов. осуждение итогов похода. Пропаганда туризма. Просмотр фотоматериалов и до—ото в на диафильмов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение - -и сдача снаряжения, оформление значков и разрядов.

Практи ..-те занятия. Чистка, ремонт и сдача снаряжения на склад. Оформление туристского уголка группы, лет: соединения. фотогазеты. Обсуждение       похода в

группе, на совместном родительском собрании. Оформление документации, заполнен . четных карточек, на. • . - . _ частников.

Разбор -ex с да Чистка. ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей, оформление краткого отчета о походе, написание заметок в газету. Оформление значков "турист России».

В карточ:-::-; н-ун.-п злев командир вписывает сведения об участии в очередном походе: маршрут пс х:::а. протяженность, продолжительность.

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»