Программа

      

 

Программа

 

Обсужден и принят

на педагогическом совете

МБОУ ДОД ДЮЦ «Чкаловец»

Арзамасского района

Протокол № ___

От «__»  _________ 2013 г.

 

Утверждаю:

Директор МБОУ ДОД ДЮЦ «Чкаловец»

__________ / Шокуров С.А.

«___»  ___________ 2013 г


 

 

                 

 

 

 

 

 

 

       Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей детско-юношеский центр «Чкаловец»

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Объединения

«Познай себя»

(1 год обучения)                                                                                                             

 

 

            

 

 

 

 

                                             Автор программы:

                                     Педагог доп.образования

                                   Борисова В.В.                                                                       

 

                                                                                                   

 

 

 

Арзамасский район, 2013

1. Пояснительная записка.

 

7-10 лет – младший школьный возраст.

 

В младшем школьном возрасте происходит развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы                  такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоение знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.

 

11-15 лет - подростковый возраст.

 

Этот период психологического взросления и полового созревания ребенка. Происходит осознание собственной индивидуальности, открытие «Я», появление жизненного плана, установка на сознательное построение своей жизни, врастание в различные сферы общественной жизни. Процесс этот идет изнутри человека в открытый мир. Для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола.

 

15- 17 лет - юношеский возраст.

 

Этот этап формирования самосознания  и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений. В плане психофизиологического развития продолжается процесс полового созревания, что вызывает  повышенную возбудимость и раздражительность. В то же время в отличие от подросткового периода, в этом возрасте вырабатывается контроль за своим поведением, появляется эмоциональная уравновешенность. В познавательной сфере возрастают концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала. Сформировалось абстрактно – логическое мышление и возникает собственное мировоззрение, как система взглядов, знаний, убеждений. Для этого жизненного периода характерно увлечение псевдонаучными теориями, создание собственных теорий жизни, любви, политики, максимализм суждений. Появляется умение самостоятельно разбираться в сложных вопросах. Стремление приобрести профессию – основной мотив познавательной деятельности.

Занятия по программе «Познай себя» создают условия для познания детьми себя и окружающего мира, общения в доверительной и не формальной обстановке, активной формы усвоения знаний. Программа расширена занятиями, нравственного содержания, так как считаем, что неверный жизненный выбор детей, ведущим к личным разочарованиям и трагедиям, является следствием дезориентации большинства людей в духовно-нравственных ценностях.

Программа является модифицированной и носит социально-педагогическую направленность.

 

Для реализации данной программы применяются следующие методы и приемы:

- упражнения,

- игры с правилами: словесные, подвижные, музыкальные,

- импровизации,

- аутотренинг (использование записи звуков природы, релаксационной музыки).

 

 

2. Цель программы:

 

- формирование и развитие личностных и социальных навыков самопознания и саморазвития.

 

 

3. Задачи программы:

 

- построение адекватной Я - концепции;

- развитие личностных качеств;

- развитие навыков принятия обоснованных решений;

- приобретение опыта выхода из различных ситуаций;

- формирование навыков преодоления стресса;

- развитие навыков эффективного общения и конструктивного взаимодействия.

 

 

 

 

 

 

4. Учебно-тематический план

 

1 год обучения

 

п/п

Разделы

Количество часов

 

всего

теория

 практика

1.

 

Вводное занятие.

«Будем знакомы».

2

2

-

2.

«Рядом с подростком»

26

13

13

3.

«Я и мои друзья»

26

14

12

4.

«Я и мои страхи»

26

15

11

5.

«Развитие личностных качеств»

28

14

14

6.

«Мой внутренний мир»

32

18

14

7.

«Обратная связь»

4

2

2

 

                                        Итого:

144

78

66

 

                                   

 

5. Содержание программы

 

1.     Вводное занятие. «Будем знакомы».

Создание комфортной, доверительной, безопасной обстановки.

2.     «Рядом с подростком».

Формирование адекватной Я-концепции, осознание своей уверенности и неповторимости.

3.     «Я и мои друзья».

Способствовать усилению ориентации ребенка на другого человека как партнера по общению.

4.     «Я и мои страхи».

     Познакомить учащихся с понятием «Страх». Снятие напряженности; создание условий для отреагирования страхов.

5.     «Мой внутренний мир».

     Создание положительной мотивации к изучаемому курсу; осознание своего внутреннего мира.

6.     «Обратная связь».

      Подведение итогов, индивидуальная консультация.

 

 

 

6.Ожидаемые результаты

 

1.     Обретение детьми уверенности в себе.

2.     Осознание своих личных особенностей, интересов и склонностей.

3.     Снижение эмоционального напряжения.

4.     Снижение уровня тревожности.

5.     Настроить позитивное отношение к окружающим.

6.     Развитие памяти, внимания, мышления.

7.     Умение находить общий язык со сверстниками и взрослыми.

 

 

7. Методическое обеспечение программы

 

№ п/п

Тема

Методы

Дидактический материал

1

Вводное занятие.

«Будем знакомы».

Лекция, беседа, тренинг общения

Анкеты, тесты

2

 «Я - концепция»

Лекция, беседа, ролевые игры

Карточки-задания

3

 «Чувства»

Мини-лекция, упражнения

Игры, методики

4

 «Стресс»

Мини-сообщения, беседа

Релаксация, тесты

5

 «Межличностное взаимопонимание»

Тренинг общения, лекция, беседа

Игры, упражнения, анкеты, тесты

6

 «Общение»

Беседа, тренинг общения, лекция

Рисунки, тесты

7

 «Конфликты»

Тренинг общения, беседа, мини-сообщения

Анкеты, тесты

8

 «Принятие решений»

Беседа, лекция

 

9

 «Уверенность»

Беседа, тренинг общения, лекция

Упражнения, задания, тесты, подвижные игры.

10

 «Темперамент»

Лекция, беседа

Тест, карточки с заданиями, рисунки

11

 «Характер»

Беседа, тренинг общения

Игры, анкеты

12

 «Немного о дружбе»

Лекция, беседа, мини- сообщение

Тесты, анкеты, упражнения, рисунки

13

«Настоящий ли ты друг?»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

14

«Ваши представления о дружбе»

Беседа, лекция

Анкеты, тесты, игры, рисунки

15

«Как Вы выглядите в глазах друзей и знакомых?»

Тренинг общения, беседа, лекция

Тесты, анкеты, упражнения, игры

16

«За что Вы цените друзей, и за что Вас ценят друзья?»

Беседа, лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

17

«Способны ли Вы оказывать влияние на своих друзей, и влияют ли на Вас друзья?»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями

18

«Кто я: экстраверт или интроверт?»

Беседа, Лекция, Тренинг общения

Тесты, задания, упражнения

19

«Хороший ли ты друг, хорошие ли у тебя друзья?»

Беседа, лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

20

«Тревожность, как проявление эмоциональной сферы»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

21

«Насколько Вы тревожны?»

Тренинг общения, лекция, беседа

Анкеты, тесты, ролевые игры

22

«Снятие страхов»

Беседа, лекция, тренинг общения

 

Тесты, карточки с заданиями

23

«Снятие психоэмоционального напряжения»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

24

«Способы борьбы со стрессом»

Беседа, лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

25

«Как правильно употреблять лекарственные средства»

Тренинг общения, лекция, беседа

Анкеты, тесты, ролевые игры

26

«Конфликты и компромиссы»

Беседа, лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

27

«Умеешь ли ты сказать нет»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

28

 «Развитие внимательности и саморегуляции»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

29

«Развитие вербальных и не вербальных качеств»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

30

«Развитие внимания и помехоустойчивости»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

31

«Развитие памяти»

Беседа, лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

32

«Развитие мышления»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

33

«Диагностика эмоций».

Радость, грусть, злость, страх, счастье, жалость

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

34

«Восприятие»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями

35

«Самопознание и откровенность»

Беседа, лекция, тренинг

Анкеты, тесты, ролевые игры

36

«В человеке все должно быть прекрасно»

Тренинг общения, лекция, беседа

Тесты, карточки с заданиями, подвижные игры

37

«Жизненные ценности»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

38

«Самооценка»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

39

«Самореализация»

Тренинг общения, лекция, беседа

Анкеты, тесты, ролевые игры

40

«Моя жизнь»

Беседа, лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

41

«Я расту, я меняюсь»

Тренинг общения, лекция, беседа

Анкеты, тесты, ролевые игры

42

«Личностный профиль»

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

43

«Я в мире и мир во мне»

Беседа, лекция, тренинг общения

Анкеты, тесты, ролевые игры

44

Подведение итогов.

Беседа, мини-лекция, тренинг общения

Тесты, карточки с заданиями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.     Смета.

 

 

п/п

Материал

Цена

1.

Магнитофон

-

2.

Диски с записью спокойной музыки

1 шт.* 200=200 руб.

3.

Диван или стулья

-

4.

Ластики

14 шт.* 5=70 руб.

5.

Карандаши простые

14 шт.* 3=42 руб.

6.

Ручки

14 шт.* 3=42 руб.

7.

Бумага

1 уп. *250=250 руб.

8.

Пластилин

1 уп.*50=50 руб.

9.

Цветная бумага

1 уп.*45=45 руб.

10.

Карандаши цветные

1 уп.*50=50 руб.

11.

Фломастеры

1 уп.*50=50 руб.

 

                       

Итого: 799 руб.

 

 

 

 

9. Литература

 

1.     Куликова В.Н. Психологические тесты. «Я и мои друзья».- Москва, 2009

2.     Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми».- Санкт - Петербург, 2008

3.     Макеева Т.Г. «Диагностика развития старшеклассников».- Ростов - на Дону,2008

4.     Перешеина Н.В., Заостровцева М.Н. «Девиантный школьник. Профилактика и коррекция  отклонений».- Москва, 2006

5.     Шваб Е.Д. «Психологическая профилактика и коррекционно- развивающие занятия».- Волгоград, 2007

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»