Программа

      

 

Программа

 

Обсуждена и принята на педагогическом совете МОУ ДОД п/к «Чкаловец»

Арзамасского района протокол № 2

от «02» октября 2008г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА

объединения «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»

(3 года обучения)

Руководители: Овчаренко А.А., УсимовВ.В. педагоги дополнительного образования Первая квалификационная категория (Усимов В.В.)

 


Пояснительная записка.

Программа «Настольный теннис» предназначена для проведения спортивных секций в системе дополнительного образования общеобразовательных и начальных профессиональных образовательных учреждений и является модификацией программы «Настольный теннис», допущенной государственным комитетом РФ по физической культуре и спорту, издательство «Советский спорт», 2004г. Авторы Г.В. Барчукова, В.А. Воробьёв, О.В. Матыцин. В основу программы положены нормативные требования по физической и технико-тактической подготовке, современные методические разработки по настольному теннису отечественных специалистов. Данная программа раскрывает учебно­методическую и технико-тактическую части игры в настольный теннис с учетом новых правил игры до 11 очков 2002 года. Программа рассчитана на 3 года обучения детей в возрасте от 6 до 18 лет и составлена с учетом индивидуальных особенностей детей и стилевых особенностей современной игры. Особенности организации занятий, календаря спортивных мероприятий, а также материально-технической базы могут вносить коррективы в работу по программе. Основная цель данной программы - воспитание личности, умеющей думать, физически здоровой, способной в кратчайшие сроки добиваться поставленной цели, самореализующейся в условиях современного общества.

Исходя из основной цели, программа решает следующие задачи:

содействие гармоничному физическому и психическому развитию, разносторонней физической подготовке, укреплению здоровья обучающихся;

воспитание всех физических качеств:                    быстроты, ловкости, гибкости,

выносливости;

-                  воспитание силы воли посредством преодоления трудностей во время тренировочного и соревновательного процесса;

-                 обучение технике и тактике настольного тенниса;

-                  развитие умения выделять главное, анализировать происходящее и вносить коррективы в свои действия, постоянно контролировать себя.

Программа предусматривает следующие этапы подготовки игрока по настольному теннису:

1               год занятий - спортивно-оздоровительный, начально-подготовительный;

2               год занятий - учебно-тренировочный, соревновательный;

3               год занятий - спортивного совершенствования, соревновательный.

На спортивно-оздоровительном этапе зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, имеющие разрешение врача-педиатра. На этом этапе осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами настольного тенниса. Задача этапа - привлечение как можно большего числа детей, просмотр их индивидуальных особенностей.

На этапе начальной подготовки ведется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, а также выбор спортивной специализации и выполнение нормативов для перехода на учебно-тренировочный этап. Задача этапа - тщательное наблюдение за успешностью обучения детей.

На учебно-тренировочном этапе воспитанники осваивают специальные приемы настольного тенниса: подача, атакующие удары, игра в защите. Задача этапа - отбор наиболее способных детей для участия в соревнованиях.

На этапе спортивного совершенствования проводятся углубленные тренировки со сложными приемами настольного тенниса и дальнейшим анализом выполненных действий. Задача этапа - участие воспитанников в соревнованиях, повышение уровня мастерства, выполнение спортивных разрядов.

Нормативы для перехода на учебно-тренировочный этап (общефизические).

юноши

Вид упражнения

Возраст

9-10лет

11-12лет

13-15лет

1.

Дальность отскока мяча, м

4,55-5,55

5,6-6,45

6,46-7,45

2.

Бег по восьмерке, с

32,7-27

26,7-21

20,8-16,2

3.

Бег вокруг стола, с

23,6-20,2

20,1-18,2

18,1-15,7

4.

Перенос мячей, с

44,5-35

34,8-31

30,8-26

5.

Отжимание от стола

36-45

46-55

56-67

6.

Прыжки со скакалкой за 45 с

76-94

95-114

115-127

7.

Прыжки в длину с места, см

114-152

154-190

191-215

8.

Бег 60м

11,9-10,95

10,9-10,14

10,1-9,14

 

девушки

Вид упражнения

Возраст

9-10лет

11-12лет

13-15лет

1.

Дальность отскока мяча, м

4,45-5,40

5,44-6,20

6,23-6,92

2.

Бег по восьмерке, с

36,7-31

30,7-25

24,7-17,8

3.

Бег вокруг стола, с

23,9-22,1

22-20,1

20-17,6

4.

Перенос мячей, с

44,6-37

36,8-33

32,8-28

5.

Отжимание от стола

21-30

32-40

41-52

I

6.

Прыжки со скакалкой за 45с

76-94

95-114

115-127

7.

Прыжки в длину с места, см

114-152

137-155

156-180

8.

Бег 60м

13,0-11,5

11,45-

10,55

10,5-9,9

 

Специальные упражнения техники настольного тенниса для первого и второго этапов.

1.                     Набивание мяча ладонной стороной ракетки.

2.                     Набивание мяча тыльной стороной ракетки.

3.                     Набивание мяча поочередно ладонной и тыльной стороной ракетки.

4.                     Атакующие удары справа направо.

5.                     Атакующие удары слева налево.

6.                     Атакующие удары справа налево.

7.                     Атакующие удары слева направо.

8.                     Игра толчком.

9.                     Отработка техники подачи.

Специальные упражнения техники настольного тенниса для третьего и четвертого этапов.

1.           Игра накатами по диагонали.

2.           Игра накатами по линии.

3.           Подача накатом.

4.           Игра подрезками.

5.           Игра топ-спинами.

6.           Подача подрезками.

7.           Игра боковыми вращениями.

 


V                  Учебно-тематическое   планирование 1 года  обучения

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Физическая культура в России.

2

2

-

2

Развитие настольного тенниса в России и в мире

2

2

-

3

Г игиена спортсмена

4

4

-

4

Правила игры в настольный теннис

6

6

-

5

Оборудование и инвентарь

2

2

-

6

Общая и специальная физическая подготовка

50

10

40

7

Техника и тактика игры

74

-

74

8

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

 

Итого:

144

26

118

 

Содержание программы 1 года обучения

1.      Введение. Физическая культура в России. Забота правительства о физическом воспитании школьников. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности. Знакомство с «Положением о всероссийском физкультурном комплексе ГТО» с требованиями и нормативами 1 степени - «Смелые и ловкие».

2.      Развитие настольного тенниса в России и мире. Краткий обзор развития настольного тенниса в России. Появление игры в стране, ее распространение, техника, тактика, особенности инвентаря. Проведение первых международных соревнований и участие в них российских спортсменов. Особенности современной игры.

3.      Гигиена спортсмена. Режим дня. Режим питания и питьевой режим. Гигиена сна. Уход за кожей, ногтями. Гигиена полости рта. Гигиеническое значение водных процедур.

г Использование естественных факторов природы для закаливания организма. Гигиена мест занятий. Временные ограничения и противопоказания к занятиям физической культурой и спортом. Значение врачебного контроля и самоконтроля. Объективные данные самоконтроля:, вес, спирометрия, потоотделение, пульс, кровяное давление. Субъективные данные самоконтроля: самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение. Понятие о травмах. Причины травм и их профилактика на занятиях настольным теннисом.

4.      Правила игры в настольный теннис. Разбор и изучение игры в настольный теннис.

5.      Оборудование и инвентарь. Место занятий, оборудование. Спортивные столы, сетка, ракетки. Специальное оборудование: велосипедные колоса, щиты для самотренировки.

6.      Общая и специальная физическая подготовка. Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения.

Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Упражнения для мышц рук и плечевого пояса. Одновременные, попеременные и последовательные движения, в плечевых, локтевых и лучезапястных суставах (сгибание и разгибание, отведение, повороты, маховые и круговые движения), сгибание рук в упоре лежа.

' Упражнения для мышц туловища. Наклоны вперед и назад, в стороны с различными положениями и движениями рук. Упражнения для мышц ног. Движение прямой и согнутой ноги, приседания на двух и на одной ноге, маховые движения, выпады с дополнительными пружинящими движениями, прыжки на двух и одной ноге на месте и в движении, комбинации вольных упражнений на 8:64 тактов. Ходьба и бег: ходьба в различном темпе, ходьба на носках, на пятках, скрестным шагом, высоко поднимая колени, выпадами, приставными шагами; бег с изменением направления и скорости. Упражнения с предметами. Скакалка: прыжки с вращением скакалки вперед и назад, на двух и одной ноге, с ноги на ногу, прыжки с поворотами, прыжки в полуприсиде и в приседе, бег, перепрыгивая через скакалку. Гимнастическая палка: наклоны и повороты

туловища, маховые и круговые движения рук, переворачивание, выкручивание и . вкручивание палки, прыжки через палку, подбрасывание и ловля палок, Теннисный мяч:

; броски и ловля одной и двумя руками из положения стоя, сидя, ловля мяча,

¦ отскочившего от стенки, перебрасывание мяча на ходу и на бегу, метание в цель и на дальность, жонглирование. Набивной мяч (1-2 кг): броски вверх и ловля с поворотами и приседаниями, перебрасывание по кругу и в разных направлениях различными способами. Упражнения с гантелями (1-2 кг) для различных групп мышц плечевого пояса | и рук.

Специальные упражнения. Имитационные передвижения, прыжки, шаги и выпады по сигналу. Приседание на одной и двух ногах с прыжками из приседа по сигналу. Упражнения с ракеткой, с утяжеленной ракеткой. Вращательные движения кистью, рисование кругов и восьмерок. Подбивание мяча различными сторонами на месте и во время ходьбы. Удары слева и справа у тренировочной стенки. Имитационные удары ракеткой по одновесному мячу слева и справа. Упражнения с ракеткой у зеркала - имитация ударов слева и справа в быстром темпе. Различные виды жонглирования I теннисным мячом одной и двумя руками. Игра с партнером двумя мячами на столе. Игра двумя ракетками поочередно. Игра в «крутиловку». Игра одного против двоих и троих. Эстафетный бег с ведением мяча ударами ракеткой вверх. Специальные упражнения для пальцев. Эстафеты с элементами настольного тенниса. f Основы техники и тактики игры. Понятие техники игры. Значение технической подготовки для достижения высоких спортивных результатов. Основные технические приемы игры. Способы хвата ракетки. Основная стойка и позиция.

Виды ударов (промежуточные, атакующие, защитные). Разновидности ударов: по назначению, направлению вращений мяча, силе удара, траектории полета мяча, времени выполнения удара. Подача в настольном теннисе, с верхним, нижним, смешанным вращением, "двойники".

7.     Техника и тактика игры. Тактика одиночных встреч. Планирование тактических действий. Применение различных тактических

приемов против теннисистов разных стилей игры и характеров. Выбор позиции. Выбор темпа игры. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры противника.

Техника и тактика парных встреч. Особенности техники игроков при парных встречах. Умение применять разнообразные технические приемы, передвижение у стола при парных встречах. Значение начальной расстановки игроков. Особенности тактических приемов в парных играх. Согласованность действий партнеров при проведении всех применяемых приемов. Тактика игроков в смешанных парных играх. Важность подбора партнеров для парных игр.

Практические занятия. Специальная гимнастика для пальцев: сжимание и разжимание пальцев, охватывающих, ручку ракетки для приобретения привычки расслаблять руку и контролировать правильность хвата. Основная исходная стойка и выпады для ударов справа и слева. Игра с мячом у стены. Применение различных технических приемов. Игра в парах, движение у стола.

8.     Выполнение контрольных нормативов. Выполнение норм комплекса ГТО 1 ступени - «Смелые и ловкие». Выполнение контрольных упражнений по физической и технической подготовке.

Учебно-тематическое планирование II года обучения

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Физическая культура и спорт в России

2

2

-

2

Обзор развития настольного тенниса в России и за рубежом

2

2

-

3

Г игиена, врачебный контроль и самоконтроль

10

2

8

4

Общая и специальная физическая подготовка

90

-

90

5

Техника и тактика игры

104

-

104

6

Выполнение контрольных нормативов по физической и технической подготовке

8

-

8

7

Участие в соревнованиях

Согласно плану спортивных мероприятий

 

Итого:

216

6

210

 

Содержание программы II года обучения

1.              Введение. Физическая культура и спорт в России. Массовый, народный характер спорта. Неуклонный рост материального благосостояния и культуры людей - основа массового развития физической культуры и спорта в нашей стране.

Рост спортивных достижений российских спортсменов. Единая Всероссийская спортивная классификация и ее значение для развития спорта.

2.              Обзор развития настольного тенниса в России и за рубежом. Развитие настольного тенниса в России и за рубежом. Этапы развития игры в теннис в стране, ее популярность, изменение инвентаря, техника и тактика игры. Участие российских спортсменов в международных соревнованиях.

3.             Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

Гигиена и режим дня спортсмена. Значение режима дня в тренировке спортсмена, врачебный контроль, и самоконтроль, средства закаливания, ежедневная утренняя гимнастика, уход за телом.

4.0бщая и специальная физическая подготовка

Особенности выполнения физических упражнений, их последовательность, периоды отдыха, интенсивность, значение многократного повторения каждого упражнения. Практические занятия. Упражнения для развития специальных скоростно-силовых и скоростных качеств, а также специальной выносливости: имитация ударов слева и справа на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация сочетаний ударов справа и слева на количество повторений за 1, 2, 3 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола по схеме «треугольник» на количество повторений за 30 с, имитация перемещений в 3-метровой зоне на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровой зоне у стола на количество повторений за 30 с, прыжки боком с двух ног через гимнастическую скамейку на количество повторений за 30 с, за 1 мин, имитация перемещений в 3-метровом квадрате по схеме «восьмерка», игра на двух столах на счет, имитация ударов справа и слева с отягощением (утяжеленной ракеткой) на количество повторений за 1,2, 3 мин.

5.     Техника и тактика игры

Основы техники и тактики игры. Совершенствование изученных приемов игры. Чередование нескольких приемов игры в быстром темпе, с различными направлениями полета мяча.

Определение ошибок в технике и тактике игры, работа над исправлением ошибок.

Ремонт кронштейнов для сетки, стоек, столов, ракетки. Замена игровых покрытий ракетки. Профилактический уход за ракетками. Оформление залов, наглядные пособия.

Правила игры» организация и проведение соревнований. Ознакомление с правилами игры, требования к организации и проведению соревнований по настольному теннису. Системы проведения соревнований, требования, предъявляемые к участникам, контрольные турниры.

Практические занятия. Сочетание сложных подач (атакующими и защитными ударами). Поочередные контрудары слева и справа по диагонали против атакующих ударов "восьмеркой” (по прямой и по диагонали). Удар справа "топ-спин'1 против "подрезки", то же против длинной подачи "подрезкой". Парные игры с применением изученных атакующих ударов. Защита "свечкой" с верхним вращением мяча. То же с вращением мяча вверх и в сторону.

Подачи: "подрезкой" мяча вниз справа и слева различной длины в сочетании с атакующими ударами слева и справа; с боковым вращением мяча слева и справа в различном направлении, чередование и выполнение серий различных по вращениям мяча подач.

Отражение сложных подач: "накат", "подрезка", "подставка" и "топ-спин". Удары: слева против "подставок" и контрударов с различными вращениями мяча, справа против "подставок", "подрезок" и контрударов с различным вращением, сильный завершающий удар справа без вращения сочетании с укороченным мячом, падающим в центре стола, вблизи сетки, на край стола.

Игры (на счет - двумя мячами) "подставкой" против "подставки" только ударами "накат" е слева против защиты "подрезками" по углам, то же справа легкими "накатами", слева и справа неигровой рукой, в "крутиловку" втроем в одну и другую сторону. Тактика одиночной игры с противниками: защитниками, нападающими, комбинационными игроками. Особенности парных игр и тактика смешанных игр. Совершенствование тактики игры в разных зонах.

Ремонт спортивного инвентаря, смена игровых покрытий ракеток. Судейство соревнований, оформление документации.

6.                         Выполнение контрольных нормативов по физической и технической подготовке

Контрольные испытания. Общая и специальная подготовленность занимающихся проверяется два раза в год по контрольным нормативам. Практика инструктора- общественника. Организация мест занятия, самодельный инвентарь. Обучение занимающихся основам техники игры, проведение тренировочных занятий, организация и проведение соревнований по настольному теннису.

7.                         Участие в соревнованиях

Соревнования. Организация и проведение соревнований.

Учебно-тематическое планирование III года обучения

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение. Физическая культура и спорт в России и в мире

2

2

-

2

Обзор развития настольного тенниса в России

2

2

-

3

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на организм

4

2

2

4

Правила игры, организация и проведение соревнований

6

6

-

5

Общая и специальная физическая подготовка

76

2

76

6

Техника и тактика игры

102

-

102

7

Выполнение контрольных нормативов по

8

-

8

 

 

физической и технической подготовке

 

 

 

8

Инструкторская практика

10

-

10

9

Участие в соревнованиях

Согласно плану спортивных мероприятий

1

Итого:

216

18

198

 

Содержание программы III года обучения

1.                           Введение. Физическая культура и спорт в России и в мире. Организация физкультурного движения в России. Физическая культура в системе народного образования. Международное спортивное движение. Спортсмены в борьбе за завоевание широкого первенства.

2.                           Обзор развития настольного тенниса в России. Пути дальнейшего развития современного настольного тенниса. Лучшие советские теннисные команды; результаты их участия в международных соревнованиях.

3.                           Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на организм. Влияние физических упражнений на развитие и рост организма, на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, мышечную систему, костно­связочный аппарат, выносливости и ловкости. Врачебный контроль и самоконтроль.

4.                           Правила игры, организация и проведение соревнований. Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Взаимодействие судьи с участниками. Подготовка судьи к соревнованиям. Оформление протокола игры. Система розыгрыша: круговая, с выбыванием после поражения. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнования. Основы методики обучения и тренировки теннисистов. Инструкторская практика. Основные принципы спортивной тренировки.

Практические занятия. Подача команд, объяснение и показ упражнений, подбор упражнений для разминки, помощь руководителю при проведении занятий.

5.                           Общая и специальная физическая подготовка. Совершенствование приобретенных на занятиях знаний, умений и навыков. Упражнения на развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости. Совершенствование подач различной длины, направлений. Подача «двойника», прием сложных подач атакующими ударами, «подставкой», «подрезкой». Организация этих атак посредствам сложной подачи. Практические занятия. Выполнение упражнений в соответствии с планами подготовки.

6.                           Техника и тактика игры. Разбор современных тенденций в развитии игры, анализ новейших способов игры. Совершенствование техники и тактики игры по всему пройденному материалу. Повышение точности ударов и контрударов слева и справа, изменяя направление и длину полета мяча. Совершенствование и усложнение серии подач в сочетании с атакующими и защитными ударами. Углубленное изучение тактических комбинаций. Сочетание и чередование сильно подрезанных мячей с ударами «топ-спин». Совершенствование завершающих ударов с укороченными заторможенными мячами. Тренировка различных финтов кистью рук. Совершенствование ударов по «свече», «подрезкой» против «подставок» и «подрезок». Сложные передвижения на косые мячи, броски на отражение укороченных мячей после сильных ударов. Удары слева в броске по укороченному мячу. Отражение ударов «топ-спин», «подставкой» и «подрезкой» и ударов справа и слева. Парные игры с различными партнерами и противниками. Игры двумя мячами «накатами» слева и справа и в «крутиловку» втроем.

Практические занятия. Игра на столе разными ударами по элементам и в сочетаниях, игра на счет из одной, трех, пяти, семи партий, свободная игра. Выполнение серийных ударов: удары «откатка» справа (слева) по диагонали и по прямой; удары «накат» справа (слева) по диагонали и по прямой; сочетание ударов «накат» справа и слева в левый угол стола; подача справа и слева разученными ударами с завершением комбинации

¦типю—ии ударами «топ-спин» и «накат».

7.                                  Вимиапюг шмпро,1кнУ1 нормативов по фиш ческой и технической подготовке. ГТО Ш степени - «Сип и мужество». Выполнение норм комплекса ГТО. Завершение шншквп норм комплекса ГТО II ступени - «Спортивная смена»» выполнение аиирмвшш упражнений по физической и технической подготовке.

8.                                  Някгрукторская практика.

f. Участие в соревнованиях. Участие в товарищеских и командных играх на первенство раВавв. города, области согласно плану спортивных мероприятий.

 


Литература

1.        Г.В. Барчукова, В.А. Воробьев. Настольный теннис: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ. М.: Советский спорт, 2004

2.        А.Н. Амелин. Современный настольный теннис. М.: ФиС, 1982

3.        Ю.П. Байгулов. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 1979

4.        Г.С. Захаров. Настольный теннис: Теоретические основы. Ярославль, Верхнее- Волжское книжное издательство, 1990

5.        О.Н. Шестеренкин. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис. Диссертация, РГАФК, М.:160с., 2000

6.        О.В.Матыцин, Настольный теннис. Неизвестное об известном, М.:РГАФК, 1995

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»