Программа

      

 

Программа объединения"Лыжи"

 

Обсуждена и принята на педагогическом совете МОУ ДОД п/к «Чкаловец» Арзамасского района протокол № 1 от «27» августа 2008г.

Утверждаю Директор МОУ ДОД п/к «Чкаловец» Арзамасского района

  С.А.Шокуров

«27» августа 2008г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА

объединения

«ЛЫЖИ»

(3 года обучения)

Руководитель: Норинский С.О. педагог дополнительного образования

 


Программа дополнительного образования детей «Лыжные гонки» предназначена для детей с девятилетнего возраста. Срок реализации программы до 3 лет. Формой проведения занятий по программе дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются учебно-тренировочные занятия.

Программа служит основным документом для эффективного построения многолетней подготовки резервов квалифицированных лыжников-гонщиков и содействия успешному решению задач физического воспитания детей школьного возраста. В данной программе предоставлено содержание работы в учреждении дополнительного образования детей на двух этапах: начальной подготовки срок реализации программы до 1 года,        учебно-тренировочном - срок реализации

программы до 2 лет.

Цель реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» заключается в подготовке физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил юных спортсменов, в воспитании социально активной личности, готовой к трудовой деятельности в будущем.

Программный материал объединен в целостную систему многолетней спортивной подготовки и предлагает решение следующих основных задач:

-                  содействие гармоничному физическому развитию, разносторонней физической подготовленности и укреплению здоровья учащихся;

-                  подготовка лыжников-гонщиков высокой квалификации;

-                  воспитание смелых, волевых, дисциплинированных, обладающих высоким уровнем социальной активности и ответственности молодых спортсменов;

-                  подготовка инструкторов и судей по лыжному спорту.

В программе отражены основные принципы спортивной подготовки юных спортсменов, результаты научных исследований.

Принцип системности предусматривает тесную взаимосвязь содержания соревновательной деятельности и всех сторон учебно-тренировочного процесса: физической, технической, теоретической подготовки; воспитательной работы; восстановительных мероприятий; педагогического и медицинского контроля.

Принцип преемственности определяет последовательность изложения программного материала по этапам многолетней подготовки в годичных циклах, соответствия его требованиям спортивного мастерства. Надо обеспечить в многолетнем тренировочном процессе преемственность задач, средств и методов подготовки, объемов тренировочных и соревновательных нагрузок, рост показателей физической, технической подготовленности.

Принцип вариативности предусматривает в зависимости от этапа многолетней подготовки, индивидуальных особенностей юного лыжника вариативность программного материала для практических занятий, характеризующихся разнообразием тренировочных средств и нагрузок, направленных на решение определенной педагогической задачи. Программа содержит научно обоснованные рекомендации по построению, содержанию и

организации тренировочного процесса лыжников- гонщиков на различных этапах многолетней подготовки.

Результатом реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» является положительная динамика показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности учащихся:

в группах начальной подготовки являются: стабильность состава занимающихся, динамика прироста индивидуальных показателей выполнения программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественных показателях физического развития, физической, технической, и теоретической подготовки, выполнение нормативных требований по уровню подготовленности.

-           в учебно-тренировочных группах - выполнение контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовки, выполнение спортивного разряда, овладение знаниями теории лыжного спорта и практическими навыками проведения соревнований.

Формами подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей «Лыжные гонки» являются соревнования и сдача контрольных нормативов по физической подготовке.

Задачи и преимущественная направленность тренировки:

-           укрепление здоровья;

-           привитие интереса к занятиям лыжным спортом;

-           приобретение разносторонней физической подготовленности на основе комплексного применения упражнений из различных видов спорта, подвижных и спортивных игр;

-           овладение основами техники лыжных ходов и других физических упражнений;

-           формирование черт спортивного характера;

-           формирование должных норм общественного поведения;

- выявление задатков, способностей и спортивной одаренности.

Учебно-тематический план 1 года обучения

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

4

2

2

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и

обувь.

4

2

2

3

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

8

4

4

4

Краткая характеристика техники лыжных

20

10

10

 

 

ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

 

 

 

5

Общая физическая подготовка.

50

-

50

6

Специальная физическая подготовка.

10

-

10

7

Техническая подготовка.

16

-

16

8

Контрольные нормативы и соревнования

14

-

14

9

Врачебный контроль

8

4

4

10

Восстановительные мероприятия

10

2

8

 

ИТОГО:

144

22

122

 

1.            Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2.            Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно­тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3.            Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4.            Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при       освоении общей схемы

попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и         классического  способов

передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

5.            Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды      для управления

группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег - два-три отрезка по 20-3 Ом (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом Зкг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на

5,10,     15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

6.             Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

7.             Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

8.             Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.

9.             Врачебный контроль.

Осуществляется медицинским работником учреждения дополнительного образования, специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.

Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

10. Восстановительные мероприятия

 


В процессе занятий используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций.

Методическое обеспечение программы 1 года обучения

Раздел,

тема

Форма

занятий

Приёмы и методы организации учебно- воспитательно го процесса

Методичес кий и диагноста ческий материал

Техническо

е

оснащение

Форма подведен ия итогов

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновени и лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

Ознаком

ительна

я

Беседа, знакомство с новым материалом, инструктаж

Журналы,

книги,

фотографи

и

Бумага,

карандаш,

фотоаппара

т

Устный

пересказ

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Ознаком

ительна

я

Инструктаж, знакомство с инвентарем

Инструкци я, каталог

Лыжи, крепления, ботинки, палки, мази, парафины, утюг, скребок, растарка, комбинезо, перчатки, шапочка

Сдача

контроль

ных

устных

тестов

3

Г игиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Ознаком

ительна

я

Инструктаж

Личный

дневник

Г радусник, полотенце, тапочки, сменная одежда

контроль

4 Краткая характеристик а техники

Теорити ческая

Демонстрация лыжных ходов и правила их

Картинки,

слайды,

фотографи

Картинки,

фотоаппара

т

Участие

в

соревнов

 

 


 

мероприятия

практич

нагрузок и

руководст

 

вление

 

 

еская

отдыха

во

 

 

 

Учебно-тематический план 2 года обучения

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

4

2

2

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и

обувь.

4

2

2

3

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

10

6

4

4

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

18

12

6

5

Общая физическая подготовка.

110

-

110

6

Специальная физическая подготовка.

30

-

30

7

Техническая подготовка.

18

-

18

8

Контрольные нормативы и соревнования

22

-

22

9

Врачебный контроль

12

4

8

10

Восстановительные мероприятия

16

2

14

 

ИТОГО:

216

28

188

 

1.     Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2.               Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно­тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3.               Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4.               Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

5.               Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая — для мышц туловища и шеи; третья — для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом Зкг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на

5,10,    15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

6.           Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

7.           Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

8.            Контрольные упражнения н соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.

9.            Врачебный контроль.

Осуществляется медицинским работником учреждения дополнительного образования, специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.

Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

10.    Восстановительные мероприятия.

В процессе занятий используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций.

Методическое обеспечение программы 2 года обучения

Раздел,

Тема

Форма

занятий

Приёмы и методы организации учебно- воспитательно го процесса

Методичее кий и диагности чес кий материал

Техническо

е

оснащение

Форма подведен ия итогов

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновени и лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

Ознаком

ительна

я

Беседа, знакомство с новым материалом , инструктаж

Журналы,

книги,

фотографи

и

Бумага,

карандаш,

фотоаппара

т

Устный

пересказ

2

Правила поведения и техники

Ознаком

ительна

я

Инструктаж, знакомство с инвентарём

Инструкци я, каталог

Лыжи,

крепления,

ботинки,

Сдача

контроль

ных

 

 

безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

 

 

 

палки, мази, парафины, утюг, скребок, растирка, комбинезон , перчатки, шапочка

устных

тестов

3

Г игиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Ознаком

ительна

я

Инструктаж

Личный

дневник

Градусник,

полотенце,

тапочки,

сменная

одежда

контроль

4

Краткая характеристик а техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Теорити

ческая

Демонстрация лыжных ходов и правила их выполнения, имитация

Картинки,

слайды,

фотографи

и

Картинки,

фотоаппара

т

Участие

в

соревнов

аниях

5

Общая

физическая

подготовка.

Практич

еская

Демонстрация

выполнения

упражнений

Книги,

журналы

Турник,

брусья,

гантели,

штанга,

гири,

эспандеры

Сдача

контроль

ных

норматив

ов

6

Специальная

физическая

подготовка.

практич

еская

Демонстрация

выполнения

упражнений

Книги,

журналы

Утяжелител и, лыжные эспандеры

Сдача

контроль

ных

норматив

ов

7

Техническая

подготовка.

практич

еская

Демонстрация

выполнения

рациональной

техники

Книги,

журналы

Лыжи, крепления, ботинки, палки, мази, парафины, утюг, скребок, растирка, комбинезо, перчатки, шапочка

Сдача

контроль

ных

норматив

ов

8

Контрольные нормативы и соревнования

практич

еская

 

 

Лыжи,

крепления,

ботинки,

I соревнов ания

 

 

 

 

 

 

палки, мази, парафины, утюг, скребок, растирка, комбинезо, перчатки, шапочка, турник, брусья, гантели, эспандеры

 

9

Врачебный

контроль

Теорити ческая и практич еская

Контроль за здоровым состоянием

инструкци

я

Аптечка

Оказание

первой

помощи

10

Восстановите

льные

мероприятия

Теорити ческая и практич еская

Правильное чередование нагрузок и отдыха

Методичес

кое

руководст

во

Пульсометр ы, вода

Хорошее

восстано

вление

Учебно-тематический план 3 года обучения


 

Тема

Всего

часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

4

2

2

2

Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и

обувь.

4

2

2

3

Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

10

6

4

4

Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

6

2

4

5

Общая физическая подготовка.

64

-

64

6

Специальная физическая подготовка.

58

-

58

7

Техническая подготовка.

14

-

14

8

Контрольные нормативы и соревнования

24

-

24

 

9

Врачебный контроль

16

4

12

10

Восстановительные мероприятия

20

2

18

 

ИТОГО:

216

18

196

 

1.           Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновении лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России и мире.

Порядок и содержание работы секции. Значение лыж и жизни народов Севера. Эволюция лыж и снаряжение лыжника. Первые соревнования лыжников в России и за рубежом. Популярность лыжных гонок в России.

Крупнейшие всероссийские и международные соревнования. Соревнования юных лыжников.

2.           Правила проведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Поведение на улице во время движения к месту занятия и на учебно­тренировочном занятии. Правила обращения с лыжами и лыжными палками на занятии. Транспортировка лыжного инвентаря. Правила ухода за лыжами и их хранение. Индивидуальный выбор лыжного снаряжения.

Значение лыжных мазей. Подготовка инвентаря к тренировкам и соревнованиям. Особенности одежды лыжника при различных погодных условиях.

3.           Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.

Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значение и способы закаливания. Составление рационального режима дня с учетом тренировочных занятий. Значение медицинского осмотра. Краткие сведения о воздействии физических упражнений на мышечную, дыхательную и сердечно-сосудистую системы организма спортсмена. Значение и организация самоконтроля на тренировочном занятии и дома. Объективные и субъективные критерии самоконтроля. Подсчет пульса.

4.           Краткая характеристика техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Значение правильной техники для достижения высоких спортивных результатов. Основные классические способы передвижения на равнине, пологих и крутых подъемах, спусках. Стойка лыжника, скользящий шаг, повороты, отталкивание ногами, руками при передвижении попеременным двухшажным и одновременными ходами. Типичные ошибки при освоении общей схемы попеременного двухшажного и одновременных лыжных ходов.

Отличительные особенности конькового и классического способов передвижения на лыжах. Задачи спортивных соревнований и их значение в подготовке спортсмена. Подготовка к соревнованиям. Оформление стартового городка, разметка дистанции. Правила поведения на соревнованиях.

 


5.      Общая физическая подготовка. (ОФП)

В состав ОФП входят строевые упражнения и команды для управления группой; упражнения из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, подвижные и спортивные игры.

Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.

Упражнения выполняются без предметов и с предметами (набивные мячи, гимнастические палки, гантели, резиновые амортизаторы, скакалки); на гимнастических снарядах (гимнастическая стенка и скамейка, перекладина, канат); прыжки в высоту с прямого разбега (с мостика) через планку (веревочку).

Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации.

Легкоатлетические упражнения. Сюда входят упражнения в беге, прыжках и метаниях.

Бег: 20, 30, 60м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30м (с 12лет) и по 40м (с 14 лет), три отрезка по 50-60м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60м (с 13 лет), 100м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40м (10-12 лет), до 50-60м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями (учебные барьеры, набивные мячи, условные окопы, количество препятствий от 4 до 10). Бег или кросс 500-100м.

Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.

Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700г) с места с разбега; толкание ядра весом Зкг (девочки 13-16 лет), 4кг (мальчики 13-15 лет), 5кг (юноши 16 лет); метание копья в цель и на дальность с места и с шага.

Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.

Спортивные и подвижные игры. Баскетбол, ручной мяч, футбол, бадминтон и др. основные приемы техники игры в нападении и защите. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков в защите и нападении. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий. По сигналу (преимущественно зрительному) бег на

5,10,       15м из исходных положений: стойка волейболиста (лицом, боком и спиной к стартовой линии), сидя, лежа лицом вверх и вниз в различных положениях по отношению к стартовой линии; то же, но перемещение приставными шагами.

6.      Специальная физическая подготовка. (СФП)

Передвижение на лыжах по равнинной и пересеченной местности, имитационные упражнения, кроссовая подготовка, ходьба, преимущественно направленные на увеличение аэробной производительности организма и развитие волевых качеств, специфических для лыжника-гонщика. Комплексы специальных

упражнений на лыжах и лыжероллерах для развития силовой выносливости мышц ног и плечевого пояса.

7.     Техническая подготовка.

Обучение общей схеме передвижений классическими лыжными ходами. Обучение специальным подготовительным упражнениям, направленным на овладение рациональной техникой скользящего шага, на развитие равновесия при одноопорном скольжении, на согласованную работу рук и ног при передвижении переменным двухшажным ходом. Совершенствование основных элементов техники классических лыжных ходов в облегченных условиях. Обучение технике спуска со склонов в высокой, средней и низкой стойках. Обучение преодолению подъемов «елочкой», «полуелочкой», ступающим, скользящим, беговым шагом. Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. Обучение поворотам на месте и в движении. Знакомство с основными элементами конькового хода.

8.              Контрольные упражнения и соревнования.

Упражнения для оценки разносторонней физической подготовленности (общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых способностей); участие в 3-6 соревнованиях по ОФП в годичном цикле; участие в 3-6 соревнованиях по лыжным гонкам на дистанциях 1-2км, в годичном цикле.

9.              Врачебный контроль.

Осуществляется медицинским работником учреждения дополнительного образования, специалистами врачебно-физкультурного диспансера.

К занятиям лыжным спортом допускаются дети и подростки, имеющие допуск врача-педиатра.

Кроме болезней и патологии, являющихся противопоказанием для занятий всеми циклическими видами спорта, к лыжным гонкам не допускаются дети с доброкачественными новообразованиями носовой полости (полипы и др.), гнойными и смешанными формами заболевания придаточных полостей носа (гаймориты и др.), с хроническими гнойными и негнойными воспалениями среднего уха.

10.                                                                                           Восстановительные мероприятия.

В процессе занятий используют педагогические средства восстановления путем правильного чередования физических нагрузок и отдыха, правильной установки интервалов отдыха, рационального чередования различных упражнений, использования игровых форм и влияния на психику ребенка положительных эмоций.

 


Раздел,

тема

Форма

занятий

 

Приёмы и методы организации учебно- воспитательно го процесса

Методичес кий и диагноста ческий материал

Техническо I Форма е 1 подведен оснащение | ия итогов

 


Вводное занятие. Краткие исторические сведения о возникновени и лыж и лыжного спорта. Лыжный спорт в России.

Ознаком

ительна

я

Беседа, знакомство с новым материалом, инструктаж

Журналы,

книги,

фотографи

и

Бумага, I Устный карандаш, | пересказ фотоаппара

 


 

 


Правила поведения и техники безопасности на занятиях. Лыжный инвентарь, мази, одежда и обувь.

Ознаком

ительна

я

Инструктаж, знакомство с инвентарём

Инструкци я, каталог

Лыжи, крепления, ботинки, палки, мази, парафины, утюг, скребок, растирка, комбинезо, перчатки, шапочка

Сдача

контроль

ных

устных

тестов

 


Ознаком

ительна

я


Инструктаж


Личный

дневник


Гигиена, закаливание, режим дня, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.


Градусник, I контроль полотенце, тапочки, сменная одежда


 

 

 

 

 

 

 


Краткая характеристик а техники лыжных ходов. Соревнования по лыжным гонкам.

Практич

еская

Демонстрация лыжных ходов и правила их выполнения, имитация

Картинки

слайды,

фотографи

и

Картинки, Участие фотоаппара I в т I соревнов аниях

 


 

 


Общая

физическая

Практич

еская

Демонстрация

выполнения

Книги,

журналы

Турник, I Сдача брусья,      1 контроль

 


 

подгоном»

"I----------

¦рмммнримтшяммнм

упражнений

 

гаитеяи.

иых

 

 

 

 

 

штаи1в»

норматив I

 

 

 

гири.

ов

 

 

 

 

эспандеры

 

6

Спецшыпл

Г практич Г Демонстрация

Книги,

"1МИИН г да * 11 wuA.

Утяжелител 1

Сдача 1

 

физическая

есш

выполнения

журнаяы

и, лыжные

контроль

 

подготовка.

 

упражнений

 

эспандеры

иых норматив I

I.. ......

.1,,,, , ... т.г... ... щ ГГ ||,М, „тгЦПГОЧ

 

 

 

 

ов

7

Техническая

1 практич

Г Д емонстрация

frnmmmmm 11 кит» ..........  n 4>

Книги,

Лыжи,

т~—- j

Сдача

 

подготовка.

еская

выполнения

журнаяы

крепления,

контроль I

 

 

I рациональной техники

 

ботинки, палки, шли, парафины, утюг.

иых

норматив

ов

 

 

 

 

 

скребок.

 

 

 

 

 

растирка,

комбииеэо,

перчатки.

 

 

 

I ....

 

 

шапочка

•щт . I ,rrrTTi.iiiaiiJ

 

8

Контрольные

Г практич

 

 

Лыжи,

соревнов j

 

нормативы и

еская

 

 

крепления.

ания

 

соревнования

 

 

 

ботинки, палки, мази, | парафины, утюг, скребок, растирка, комбинезон , перчатки, шапочка.

 

 

 

 

 

 

турник,

брусья,

гантели,

 

 

 

 

, .................................................................

----------------------------------------- i

эспандеры

{штттттштштшшштЛ

9

Врачебный

Теорити

Контроль за

инструкци

Аптечка

| Оказание

 

контроль

ческая и практич

здоровым

состоянием

я

 

первой

помошн

 

 

еская

1. '"¦*¦¦¦.................... Щ ни—гп I

 

I........... -............................

 

JO

1., ..................................         «¦¦'¦¦¦ ¦» j

Восстановите

Теорити

Правильное

Методичес

Г Пульсометр

Хорошее

 

льные

ческая и

чередование

кое

ы, вода

j восстало

 

мероприятия

I

практич | еская

нагрузок и отдыха

руководст

во

1--------------------------------------- ;------------

вление 1______

 

 


ЛИТЕРАТУРА

1.              Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. — М.: Физкультура и спорт, 1985.

2.              Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1988.

3.              Грачев Н.П. Интегральная оценка разносторонней подготовленности юных лыжников-гонщиков (методические рекомендации). - М.: ВНИИФК, 2001.

4.              Иванов. В.А., Филимонов В.Я., Мартынов B.C. Оптимизация тренировочного процесса лыжников-гонщиков высокой квалификации (методические рекомендации). - М.: Госкомитет СССР по физической культуре и спорту, 1988.

5.              Камаев О.И. Теоретические и методические основы оптимизации системы многолетней подготовки лыжников-гонщиков: Дисс. ... докт. пед. наук. - Харьков, 2000.

6.              Манжосов В.Н. Тренировка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт,

1986.

7.              Мартынов B.C. Комплексный контроль в лыжных видах спорта.- М., 1990.

8.              Мартынов B.C. Комплексный контроль в циклических видах спорта: Дисс. ... докт. пед. наук. - СПб., 1992.

9.              Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки // Теория и практика физической культуры, №2, №3,2000.

10.         Основы управления подготовкой юных спортсменов/ Под общ. ред. М.Я. Набатниковой. - М.: Физкультура и спорт, 1982.

11.         Поварницин А.П. Волевая подготовка лыжника-гонщика. - М.: Физкультура и спорт, 1976.

12.         современная система спортивной подготовки / Под. ред. Ф.П.Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина Б.Н. - М.: Издательство «СААМ», 1995

13.         Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. общие принципы тренировки скоростно­силовых качеств в циклических видах спорта // Вестник спортивной науки. - М.: Советский спорт, № 1,2003.

14.         Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина, - М., 1995.

Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»