Программа

      

 

Программа

 

Обсуждена и принята на педагогическом совете МОУ ДОД п/к «Чкаловец» Арзамасского района протокол № 1 от «27» августа 2008г.

Утверждаю Директор МОУ ДОД п/к «Чкаловец» Арзамасского района

________________ С.А.Шокуров

«27» августа 2008г.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРОГРАММА

объединения

«ФУТБОЛ»

(3 года обучения)

Руководитель: Калиновский А.С. педагог дополнительного образования

 


1.    Введение.

Футбол является обязательным разделом государственного образовательного стандарта и является одним из звеньев физического воспитания в нашей стране. Хорошо организованные регулярные занятия способствуют развитию физических и духовных возможностей, а также укреплению здоровья человека.

2.    Пояснительная записка Занимающиеся в объединении делятся на три возрастные группы: детская (9-10 лет), подростковая (11-12 лет), юношеская (13-14 лет).

Количество групп каждого возраста определяется в зависимости от общего числа занимающихся и наличия материальной базы.

Если в объединении организуется несколько групп одного возраста, то они комплектуются с учетом спортивной подготовленности занимающихся.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен по годам обучения в определенной последовательности, в соответствии с возрастом занимающихся и их общей физической подготовкой.

Учебный материал, предусмотренный программой, распределен по годам обучения в определенной последовательности в соответствии с возрастом занимающихся и их общей физической и спортивной подготовленностью.

Программа предусматривает изучение теоретического материала и приобретение практических навыков занимающихся.

Теоретический материал программы изучается на первом часе перед практическими занятиями с малой нагрузкой.

Занятие проводится в форме беседы в течение 45 минут с использованием наглядных пособий: схем, видеофильмов, макета площадки и др.

В детской группе теоретический материал следует преподносить в популярной и доступной форме, в подростковой и юношеской группах занятия должны носить более углубленный характер. Беседы по вопросам гигиены, доврачебной помощи и врачебного контроля проводятся врачом. В конце занятия руководитель объединения рекомендует литературу для самостоятельного изучения.

Практический материал программы изучается и отрабатывается на учебно­тренировочных занятиях и совершенствуется в процессе товарищеских и календарных игр.

3.               Цель: укрепление здоровья и закаливание организма занимающихся; содействие всестороннему физическому и нравственному развитию детей и подростков; обучение юных спортсменов современной технике и тактике игры в футбол.

4.               Задачи:

Детская группа: привитие интереса к футболу; развитие быстроты, ловкости и координации движений; подготовка к выполнению наиболее простых технических приемов игры т умению ориентироваться; освоение игры 3x3, 4x4, 5x5 и 6x6 на площадках различных размеров от 9x18 до 20x40 метров; изучение правил игры.

Подростковая группа: совершенствование быстроты, ловкости и координации движений; развитие выносливости; овладение основными индивидуальными тактическими приемами игры при действии в атаке и обороне; изучение тактики командной игры; изучение правил соревнований, участие в соревнованиях.

Юношеская группа: совершенствование основных физических качеств футболиста; развитие силы и скоростной выносливости; совершенствование ранее изученных технических приемов; овладение наиболее сложными техническими приемами игры; совершенствование тактических действий отдельных игроков, звеньев, линий и команды в целом; приобретение опыта участия в соревнованиях; приобретение первоначальных навыков в судействе игр и проведении отдельных частей занятия.

5. Учебно-тематическое планирование 1 года обучения

 

Наименование темы

Количество часов

 

 

всего

теория

практика

1

Введение. Физическая культура и спорт в России

2

2

-

2

Развитие футбола в России и мире

2

2

-

3

Г игиена спортсмена

4

4

-

4

Правила игры

6

6

-

5

Оборудование и инвентарь

2

2

-

6

Общая и специальная физическая подготовка

44

-

44

7

Техника игры

50

-

50

8

Тактика игры

30

-

30

9

Выполнение контрольных нормативов

4

-

4

 

Итого:

144

16

132

 

6.    Содержание программы 1 года обучения

1.             Введение. Физическая культура и спорт в России. Забота правительства о физическом воспитании школьников. Значение физической культуры для подготовки людей к трудовой деятельности и защите Родины. Знакомство с «Положением о Всесоюзном физкультурном комплексе ГТО», с требованиями и нормами I ступени— «Смелые и ловкие».

2.             Развитие футбола в России. Краткая характеристика футбола как средства физического воспитания. История возникновения футбола и его развитие. Чемпионат и Кубок СССР по футболу. Всесоюзные юношеские соревнования по футболу. Соревнования на приз клуба «Кожаный мяч».

3.             Гигиенические знания и навыки. Закаливание. Личная гигиена: уход за кожей, волосами, ногтями, полостью рта. Вред курения. Общий режим дня школьника. Значение правильного режима для юного спортсмена.

Использование естественных факторов природы (солнце, воздух, вода) в целях закаливания организма. Обтирание, обливание и ножные ванны как гигиенические и закаливающее процедуры. Правила купания.

4.             Правила игры в футбол. Разбор в изучение игры в «малый футбол». Роль капитана команды, его права и обязанности.

5.             Места занятия, оборудование. Площадка для игры в футбол, ее устройство, разметка. Подготовка площадки для занятий и соревнований по футболу. Специальное оборудование: стойки для подвески мячей, шиты стационарные и переносные для ударов.

6.             Общая и специальная физическая подготовка. Утренняя гигиеническая гимнастика школьника. Ознакомление с упрощенными правилами игры в ручной мяч, баскетбол, хоккей с мячом. Меры предупреждения несчастных случаев при плавании. Подготовка к сдаче норм комплекса ГТО.

Практические занятия. Общеразвивающие упражнения без предметов. Поднимание и опускание рук в стороны, вперед, сведение рук вперед и разведение, круговые вращения, сгибание и разгибание рук в упоре на уровне пояса. Наклоны туловища вперед и в стороны; то же в сочетании с движениями рук. Круговые движения туловищем с различным положением рук (на поясе, за головой, вверх). Поднимание и вращение ног в положении лежа на спине. Полуприседание и приседание с различными положениями рук. Выпады вперед, назад и в стороны с наклонами туловища и движениями рук. Прыжка в полуприсяде. Переход из упора присев в упор лежа и снова в упор присев.

Упражнения с набивным мячом (вес I—2 кг). Броски мяча друг другу двумя руками от груди, из-за головы, снизу. Подбрасывание мяча вверх и ловля его; то же с поворотом кру-

 


гом. Наклоны и повороты туловища в сочетании с различными положениями и движениями рук с мячом. Перекатывание набивного мяча друг другу йогами в положении сидя.

Акробатические упражнения. Кувырок вперед с шага. Два кувырка вперед. Кувырок назад из седа. Длинный кувырок вперед. Стойка на лопатках перекатом назад из упора присев. Перекаты вперед и назад в положение лежа, прогнувшись. «Мост» из положения лежа на спине. «Пол у шпагат».

Упражнения в висах и упора. Из виса хватом сверху подтягивание: 2 подхода по 2—4 раза,

2—3 подхода по 3—5 раз. Из упора лежа на гимнастической скамейке сгибание и разги­бание рук: 2 подхода по 2—4 раза, 2—3 подхода по 3—5 раз.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением до 60 м. Бег с высокого старта до 60 м. Бег по пересеченной местности (кросс) 500—1000 м. Бег медленный (2—3 мин). Бег повторный 4X50 и 2Х100.

Прыжки с разбега в длину {310—340 см) и в высоту (95— 105 см). Прыжки с места в длину.

Метания малого (теннисного) мяча: в цель, на дальность (с места и с подхода шагом). Лыжи. Прогулки, подъемы, спуски, прохождение дистанции 1—2 км.

Подвижные игры, и эстафеты. «Бои петухов», «Удочка», «Сильный бросок», «Борьба за мяч», «Не давай мяч водящему», «Защита крепости». Эстафеты с бегом, преодолением препятствий, переноской набивных мячей.

Плавание произвольным способом 2X25 м, 50 м.

Спортивные игры. Ручной мяч, баскетбол (по упрошенным правилам).

Специальные упражнения для развития быстроты. Бег на 10—30 м с высокого старта (боком и спиной вперед). Бег с изменением скорости: резко замедлить бег или остановиться, заем выполнить новый рывок в том же или другом направлении. Бег змейкой между расставленными стойками для обводки. Бег о треугольнику (3X100). Ускорения и рывки с мячом до 30 м.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега толчком одной и двух йог, стараясь достать головой высоко подвешенный мяч; то же, выполняя в прыжке поворот вправо и налево. Имитация ударов ногами по воображаемому мячу в прыжке. Держание мяча в воздухе (жонглирование), чередуя удары различными частями стопы, бедром, головой. Подвижные игры; «Живая цель». «Салки мячом.

7. Техника игры в футбол. Классификация и терминология технических приемов игры в футбол. Прямой и резаный удар по мячу. Точность удара. Траектория полета мяча после удара. Анализ выполнения технических приемов и их применения в конкретных игровых условиях: ударов по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема, ударов серединой лба; остановок мяча подошвой, внутренней стороной стопы и грудью; ведения мяча внутренне и внешней частью подъема; ложных движений (ложная и действительная фазы движения); отбора мяча — перехватом, толчком соперника; вбрасывания мяча из положения шага. Анализ выполнения технических приемов игры вратаря; ловли, отбивания кулаком, броска мяча рукой; падение перекатом; выбивания мяча с рук.

Практические занятия. Передвижение. Бег по прямой изменяя скорость и направление, приставным и скрестным шагом (влево и вправо). Прыжки вверх толчком двух ног с места и толчком одной и двух ног с разбега. Повороты вовремя бега налево и направо. Остановки во время бега—вторым шагом и прыжком (на обе ноги).

Удары по мячу ногой. Удары правой и левой ногой: серединой внешней частью подъема, внутренней стороной стопы, внутренней частью подъема, носком по неподвижному и катящемуся навстречу мячу, направляя мяч в обратном направлении и в стороны. Выполнение ударов после остановки, ведения и рывка, посылая мяч низом и верхом, на короткое и среднее расстояние. Удар по летящему мячу внутренней стороной стопы. Уда­ры на точность: в ноги партнеру, в ворота, в цель, на ход двигающемуся партнеру.

Удары по мячу головой. Удары серединок лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега по летящему навстречу мячу посылая мяч в обратном направлении и в стороны, верхом и вниз, на среднее и короткое расстояние. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча — на месте, в движении вперед и назад, подготавливая мяч для последующих действий Остановка внутренней стороной стопы и грудью летящего мяча — на месте, в движении вперед и назад, опуская мяч в ноги для последующих действий. Ведение мяча. Ведение внешней частью подъема, внутренней частью подъема; правой, левой ногой и поочередно; по прямой меняя направление, между стоек и движущихся партнеров, изменяя скорость (выполняя ускорения и рывки), не теряя контроль над мячом. Ложные движения (финты). Обучение финтам: после замедления бега или остановки — неожиданный рывок с мячом (прямо или в сторону); во время ведения внезапная отдача мяча назад откатывая его подошвой партнеру, находящемуся сзади; показать ложный замах ногой для сильного удара по мячу — вместо удара захватить мяч ногой и уйти с ним рывком; имитируя передачу партнеру, находящемуся слева, перенести правую ногу через мяч и, наклонив туловище влево, захватить мяч внешней частью подъема правой ноги и резко уйти вправо; этот же финт в другую сторону.

Отбор мяча. Перехват мяча — быстрый выход на мяч с целью опередить соперника, которому адресована передача. Отбор мяча в единоборстве с соперником, владеющим мячом,— выбивая мяч ногой или толкая соперника плечом.

Вбрасывание мяча из-за боковой линии из положения шага. Вбрасывание мяча на точность: под правую и левую ногу партнеру, на ход партнеру.

Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижение в воротах без мяча в сторону приставным, скрестным шагом и скачками на двух ногах.

Ловля летящего навстречу и несколько в сторону от вратаря мяча на высоте груди и живота без прыжка и в прыжке. Ловля катящегося и низко летящего навстречу и несколько в сторону мяча без падения. Ловля высоко летящего навстречу и в сторону мяча без прыжка я в прыжке (с места и разбега). Ловля катящегося и летящего в сторону низкого, на уровне живота, груди мяча с падением перекатом. Быстрый подъем с мячом на ноги после падения.

Отбивание мяча кулаком без прыжка и в прыжке (с места и разбега). Бросок мяча одной рукой из-за плеча на точность.

Выбивание мяча ногой; с земли (неподвижного мяча) и с рук (вылущенного из рук и подброшенного перед собой) на точность.

8.           Тактика игры в футбол. Понятие о тактике и тактической комбинации. Характеристика игровых действий вратаря, защитников, полузащитников и нападающих. Коллективная и индивидуальная игра, их сочетание. Индивидуальные и групповые тактические действия. Командная тактика игры в «малый футбол.

Практические занятия. Упражнения для развития умения «видеть поле». Выполнение заданий по зрительному сигналу (поднятая вверх или в сторону рука, шаг вправо или влево): во время передвижения шагом или бегом — подпрыгнуть, имитировать удар ногой; во время ведения мяча — повернуться кругом и продолжать ведение или сделать рывок вперед на 5 м. Несколько игроков на ограниченной площади (центральный круг, штрафная площадь) водят в произвольном направлении свои мячи и одновременно наблюдают за партнерами, чтобы не столкнуться друг с другом.

Тактические действия полевых игроков. Обучение занимающихся правильному расположению на футбольном поле к умению выполнять основные тактические действия в нападении и защите.

В нападении: уметь выбрать место для получения мяча своевременно передать мяч открывающемуся партнеру, взаимодействовать с партнером во время атаки, выполнять по одной простейшей комбинации при введении мяча в игру (в начале игры, при угловом, вбрасывании, свободном и штрафном ударах).

 


В защите: уметь действовать по принципу «зоны», перехватывать мяч, бороться за мяч и отбирать его у соперника; овладев мячом, точно передать его партнеру для организации атаки своей команды.

Тактика вратаря. Уметь выбрать правильную позицию в воротах в зависимости от «угла» удара, передать мяч (после ловли) открывшемуся партнеру, разыграть свободный удар от своих ворот, занять правильную позицию при угловом ударе, а также при штрафном и свободном ударе вблизи своих ворот.

Соревнования по футболу. Проводятся согласно календарному плану спортивных мероприятий по правилам игры в «малый футбол».

9.      Выполнение контрольных нормативов. Выполнение норм комплекса ГТО 1 ступени — «Смелые и ловкие».

Выполнение контрольных упражнений по физической и технической подготовке.

7.      Ожидаемые результаты.

-                     овладение основами игры в футбол;

-                     изучение правил игры;

-                     получение первоначальных навыков участия в соревнованиях.

8.      Диагностические методы проверки ожидаемого результата.

В начале учебного года с учащимися проводится анкетирование с целью выявления знаний по футболу, мотивов желания посещать объединение.

В конце учебного года диагностируется уровень физической и технической подготовленности.

9. Смета.

Наименование расходов

перечень

сумма

ресурсы

1

Техническое оснащение занятий

Мячи, стойка, ворота

 

Техническая база ДЮЦ «Чкаловец»

2

Проведение районных соревнований

Питание

участников

соревнований

500 руб.

Средства ДЮЦ «Чкаловец»

3

Проведение зональных соревнований

Питание

участиников

соревнований

500 руб.

Районный

спорткомитет

4

Городские соревнования

Проезд

участников

соревнований

300 руб.

Средства ДЮЦ «Чкаловец»

5

Приобретение спортивной формы и формы вратаря

 

 

 

 

ИТОГО:

 

 

 

 

10. Учебно-тематическое планирование 2 года обучения

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теория

практика

1

Физическая культура и спорт в России

2

2

-

2

Обзор развития футбола в России и за рубежом

2

2

-

3

Гигиена, врачебный контроль и самоконтроль

10

2

8

4

Правила игры

6

6

-

5

Общая и специальная физическая подготовка

84

-

84

 

6

Техника игры

62

-

62

7

Тактика игры

42

-

42

8

Выполнение контрольных нормативов по физической и технической подготовке

8

-

8

1

9

Участие в соревнованиях

Согласно плану спортивных мероприятий

 

Итого:

216

12

204

11. Содержание программы 2 года обучения


 

1.              Физическая культура и спорт в России. Массовый, народный характер спорта. Неуклонный рост материального благосостояния и культуры людей — основа массового развития физической культуры и спорта в нашей стране.

Рост спортивных достижений советских спортсменов. Единая всесоюзная спортивная классификация и ее значение для развития спорта.

2.               Развитие футбола. Обзор соревнований по футболу: первенство среди команд мастеров, первенство России среди девушек, финал розыгрыша приза клуба «Кожаный мяч». Лучшие футболистки России.

3.               Гигиена. Врачебный контроль. Задачи врачебного контроля над занимающимися физической культурой и спортом. Задачи самоконтроля; контроль за весом, пульсом, частотой дыхания, жизненной емкостью легких; наблюдение за общим самочувствием, сном, аппетитом, работоспособностью и утомляемостью. Причины травм на занятиях по футболу и их предупреждение.

4.               Правила игры, организация и проведение соревновании по футболу. Изучение правил игры и пояснений к ним. Обязанности судей. Выбор места судьей при различных игровых ситуациях. Замечания, предупреждения и удаление игроков с поля.

5.               Общая и специальная физическая подготовка. Общеразвивающие упражнения без предметов. Маховые движения, круговые вращения руками в сочетании с движениями ног и туловища. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Круговые движения туловищем, повороты и наклоны с одновременными движениями рук и ног; разноименные движения на координацию. Маховые движения ногой вперед, в стороны и назад. Пружинистые приседания на одной ноге в положении выпада. Приседание на одной ноге (правой, левой). Прыжки в приседе с продвижением вперед, в стороны, назад.

Упражнения с набивным мячом (2—3 кг). Броски набивного мяча друг другу одной рукой от правого и левого плеча. Передача набивного мяча из одной руки в другую сзади туловища и между ног. Броски набивного мяча одной и двумя руками через голову. Поднимание и опускание прямых ног с мячом, зажатым между ступнями, в положении лежа на спине.

Акробатические упражнения. Кувырок вперед с прыжка. Кувырок назад в упор стоя ноги врозь из упора присев, из седа, из основной стойки. Стойка на голове из упора толчком двух ног. Кувырок вперед из стойки на голове. Стойка на руках толчком одной и махом другой ноги. Переворот в сторону.

Легкоатлетические упражнения. Бег 60 м на скорость. Повторный бег 4X60 м, ЗХЮО м. Бег медленный до 5—7 мин. Бег по пересеченной местности (кросс) 800— 1000 м. Бег 300 н500.«. Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивание»» Прыж­ки в длину с разбега способом «согнув ноги».

Метание малого и утяжеленного мяча по коридору шириной 10 м на дальность с разбега. Толкание набивного мяча (1—2 кг), ядра (3 кг) с места, стоя боком к направлению метания.

Лыжи. Прогулки, подъемы, спуски, повороты. Повторное прохождение отрезков А5X100 м, 23X200—300 м, 2—3X300—400 м. Прохождение дистанции по среднепересеченной местности (2—3 км).

Подвижные игры. Игры с бегом на скорость, с прыжками в высоту и длину, с метаниями мяча на дальность а в цель.

Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Плавание способом кроль в а груди и брасс (до 100 м). Стартовый прыжок. Повороты у щита.

Специальные упражнения для развития быстроты. Бег в а 10—30 м из различных стартовых положений (сидя, лежа, бег на месте). Бег прыжками. Бег с изменением направления до 180°. Бег боком и спиной вперед. Обводка стоек (на скорость). Рывок с мячом с последующим ударом по воротам.

Специальные упражнения для развития ловкости. Прыжки с разбега вверх, стараясь достать высоко подвешенный мяч ногой, головой; то же, выполняя в прыжке поворот до 180°. Прыжки вверх с места и разбега, выполняя удары головой по мячам, подвешенным на различной высоте.

6.      Техника игры в футбол. Взаимосвязь технической, тактической и физической подготовки футболиста. Качественные показатели индивидуальной техники владения мячом — надежность, быстрота, эффективность применения в конкретных условиях. Анализ технических приемов в исполнении лучших футболистов России.

Прак тические занятия. Удары по мячу ногой. Удары серединой и внутренней частью подъема но прыгающему и летящему мячу. Удары пяткой (назад) по неподвижному и катящемуся мячу. Выполнение всех ударов по мячу, придавая ему различную по крутизне траекторию полета и различное направление полета. Удары на точность и дальность.

Удары по мячу головой. Удары боковой частью лба без прыжка и в прыжке, с места и с разбега. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с пассивным и активным со­противлением. Удары на точность.

Остановка мяча. Остановка подошвой, внутренней и внешней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с поворотом налево а направо. Остановка грудью летящего мяча с поворотом в сторону. Остановка Мяча изученными способами в движении, с последующим ведением или передачей.

Ведение мяча. Ведение серединой подъема и внутренней стороной стопы. Ведение мяча всеми изученными способами, увеличивая скорость движения, закрывая мяч телом от атакующего соперника.

Ложные движения (финты). Обучение финтам: при ведении показать остановку мяча подошвой (без касания или с касанием мяча) или удар пяткой назад — неожиданным рывком вперед уйти с мячом; быстро отвести мяч подошвой под себя— рывком с мячом уйти вперед; при ведении неожиданно остановить мяч и оставить его партнеру, который движется за спиной, а самому без мяча уйти вперед, увлекая соперника («скрещивание»).

Отбор мяча. Обучение умению выбрать момент для отбора мяча, выполняя ложные движения и вызывая соперника, владеющего мячом, на определенные действия с мячом. Отбор мяча применяя накладывание стопы на мяч.

Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча из-за боковой линии с места (ступни ног параллельно). Вбрасывание на точность и дальность.

Техника игры вратаря. Ловля катящегося и летящего на различной высоте мяча на выходе из ворот без падения, с падением, в броске. Ловля опускающегося мяча.

Отбивание (в сторону, за линию ворот) ладонями, пальцами рук в броске мячей, летящих и катящихся в сторону от вратаря. Перевод мяча через перекладину ворот ладонями {двумя, одной) в прыжке.

Броски мяча одной рукой с боковым замахом и снизу. Броски рукой, выбивание мяча с земли и с рук на точность и дальность.

 


7.      Тактика игры в футбол. Понятие о тактической системе и стиле игры. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме I—

4—3—3. Тактика игры в нападении; организация атаки, атака флангом и через центр, атакующие комбинации с участием игроков различных тактических линий, комбинации с перемен он мест. Тактика игры в защите; организация обороны, «персональная опека», комбинированная оборона, страховка.

Разбор проведенных учебных и календарных игр: положительные моменты в ходе игры, ошибки, оценка игры каждого футболиста команды.

Практические з а н я т и я. Упражнения для развития умения «видеть поле». Игра в пятнашки в парах на ограниченной площади (играют 3—4 пары). 6—8 игроков образуют круг и передают друг другу в одно касание 2 мяча (надо следить одновременно за двумя мячами, чтобы не передавать их одному партнеру).

Тактические действия полевых игроков. Играя по тактической системе 1—4—3—3 в составе команды, уметь выполнять основные обязанности в нападении и защите.

В нападении; уметь освобождаться из-под опеки соперника для получения мяча» выигрывать единоборство в борьбе за мяч, использовать в атаке средние и длинные передачи, атаковать флангом, через центр, меняться местами с партнером в ходе атаки, завершать атаки ударом по воротам.

В защите: уметь действовать по принципу «персональной опеки» («держать» определенного игрока) и комбинированной обороны, страховать и помогать партнеру при атаке противника флангом и через центр, взаимодействовать с вратарем, уча­ствовать в построении «стенки» для защиты своих ворот.

Тактика вратаря. Уметь играть на выходах из ворот, организовывать построение «стенки» вблизи своих ворот, подсказывать защитникам (как занять правильную позицию, какого наиболее опасного перед воротами противника надо «закрыть»}, вводить мяч в игру, адресуя его свободному от опеки партеру.

8.       Выполнение контрольных нормативов. Выполнение норм комплекса ГТО II ступени — «Спортивная смена». Выполнение контрольных упражнений по физической и технической подготовке. Выполнение контрольных упражнений.

9.      Соревнования по футболу. Участие в товарищеских и календарных играх на первенство района и города.

12. Ожидаемые результаты.

-        привитие интереса к футболу;

-        овладение основными тактическими и техническими приемами;

-        развитие спортивного мастерства.

13. Диагностические методы проверки ожидаемого результата.

В начале учебного года с учащимися проводится анкетирование с целью выявления знаний по футболу, мотивов желания посещать объединение.

В конце учебного года диагностируется уровень физической и технической подготовленности.

14. Смета.

Наименование расходов

перечень

сумма

ресурсы

1

Техническое оснащение занятий

Мячи, стойка, ворота

 

Техническая база ДЮЦ «Чкаловец»

2

Лт

Проведение районных соревнований

Питание

участников

соревнований

500 руб.

Средства ДЮЦ «Чкаловец»

3

Проведение зональных соревнований

Питание

участиников

соревнований

500 руб.

Районный

спорткомитет

 

4

Городские соревнования

Проезд

участников

соревнований

300 руб.

Средства ДЮЦ «Чкаловец»

5

Приобретение спортивной формы и формы вратаря

 

 

 

15. Учебно-тематическое планирование 3 года обучения

 

Наименование темы

Количество часов

всего

теооия

практика

1

Физическая культура и спорт в России и в мире

2

2

 

2

Обзор развития футбола в России и за рубежом

2

2

 

3

Краткие сведения о строении организма человека. Влияние физических упражнений на организм.

4

2

2

4

Правила игры, организация и проведение соревнований

12

12

5

Общая и специальная физическая подготовка

76

-

76

6

Техника игры

52

-

52

7

Тактика игры

50

-

50

8

Выполнение контрольных нормативов по физической и технической подготовки

8

т

8

9

Инструкторская практика

10

-

10

10

Участие в соревнованиях

Согласно плану спортивных мероприятий

 

Итого:

216 20 196

|

 

16.     Содержание программы 3 года обучения

1.             Физическая культура и спорт в России и в мире. Организация физкультурного движения в России. Физическая культура в системе народного образования. Международное спортивное движение. Спортсмены в борьбе за завоевание мирового первенства.

2.               Развитие футбола в России и за рубежом. Пути дальнейшего развития современного футбола. Лучшие советские футбольные команды; результаты их участия в между­народных соревнованиях.

3.               Влияние физических упражнений на развитие и рост организма, на нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную я мышечную систему, костно-связочный аппарат и обмен веществ, на развитие силы, быстроты, выносливости и ловкости. Врачебный контроль и самоконтроль.

4.               Правила игры, организация я проведение соревнование по футболу. Детальное изучение правил игры и пояснений к ним. Руководство игрой. Взаимодействие судьи в поле с судьями на линии. Сигнализация флагом при различных нарушениях. Подготовка судьи к соревнованиям. Оформление протокола игры. Системы розыгрыша: круговая, с выбыванием после поражения. Положение о соревнованиях. Работа судейской коллегии, обслуживающей соревнования.

Основы методики обучения и тренировки футболистов. Инструкторская практика. Основные принципы спортивной тренировки. Методы обучения: объяснение (рассказ), показ упражнения (технического или тактического приема), разучивание (повторение упражнения, анализ выполненных движений). Методика выполнения упражнений для развития физических качеств: быстроты, ловкости, силы и выносливости.

Занятие — основная форма проведения кружковой работы. Организация занятия. Разминка, ее значение я содержание, дозировка упражнений. Содержание основной части занятия, чередование упражнений. Понятие о нагрузке в занятии (объем упражнений, интенсивность выполнения). Заключительная часть занятия. Практические занятия. Подача строевых команд, объяснение и показ упражнений, подбор упражнений для- разминки, основной я заключительной частей занятия, помощь руководителю при проведении занятия, самостоятельное проведение занятия с группой.

5.     Общая и специальная физическая подготовка. Обще развивающие упражнения без предметов. Упражнения для рук и плечевого пояса из различных исходных положений, во время ходьбы и бега. В упоре лежа отталкивания, передвижения. Различные движения туловищем я руками в положении широкого выпада, сидя, лежа. Движения (махи) ногами с большой амплитудой. Различные прыжки на месте — с поворотами до 360°, подтягивая колени к плечам, выполняя махи ногой. Упражнения на растягивание. Упражнения с набивным мячом (вес до 4 кг). Использовать сочетания упражнений, указанных в программе для групп.

Упражнения с сопротивлением. Упражнения в парах — повороты и наклоны туловища, сгибание и разгибание рук, переталкивание, перетягивание, переноска партнера на спине, игры с элементами сопротивления.

Акробатические упражнения. Кувырок прыжком через веревочку (высота до 80 см) с места и с двух-трех шагов разбега. Кувырок вперед из стойки на руках. Переворот в сторожу с разбега. Кувырок назад через стойку на руках.

Легкоатлетические упражнения. Бег 60 и 100 м на скорость. Повторный бег 5X60 м, 3— 4X80 м, 3—4ХЮ0 м. Медленный бег до 10—12 мин. Бег по пересеченной местности 12001500 м.

Прыжки в высоту и длину с разбега (совершенствование техники). Тройной прыжок с места.

Метание гранаты (500—700 г), толкание ядра (45 кг). Лыжи. Совершенствование техники попеременного хода. Катание с гор; совершенствование техники спуска, поворотов, торможения. Повторное прохождение отрезков 400500 м. Прохождение дистанции 3 км. двумя-тремя ускорениями по 400500 м. 4 км с двумя—четырьмя ускорениями по 400500 м. Прохождение дистанции 3 и 5 км на время.

Подвижные игры. Игры с элементами сопротивления: перетягивание каната, «Кто сильнее? Игры с бегом, преодолением препятствий, переноской тяжестей, ярыжками. Спортивные игры. Баскетбол. Ручной мяч. Плавание. Совершенствование техники плавания способом кроль на груди и брасс (до 150 м). Совершенствование техники стартов и поворотов.

Специальные упражнения для развития быстроты. Повторное пробегание коротких отрезков (10—30 м) из различных стартовых положений и в различных направлениях. Бег по небольшому уклону вверх и вниз. «Челночный бег» (туда и обратно): 2х 10 м, 4 х 5 м, 2x15 м, 4x10 ж Ведение мяча—рывок с мячом—остановка — рывок с мячом в другом направлении. Изменение способов бега (быстрый переход от обычного бега на бег спиной вперед и наоборот}.

Специальные упражнения для развития ловкости. Кувырки вперед и назад, в сторону через правое и левое плечо (на газоне футбольного поля). Ведение мяча головой. Ведение мяча ногами, не опуская его на землю.

Специальные упражнения для развития силы. Подскоки и прыжки после приседания без отягощения и с отягощением. Приседание на одной ноге с последующим подскоком вверх. Удары по футбольному мячу ногами и головой на дальность. Толчки плечом партнера.

Специальные упражнения для развития выносливости. Игровые упражнения с мячом (трое против трех, четверо против четверых, пятеро против пятерых) большой

интенсивности. Двусторонние игры (одна или обе команды играют в уменьшенном составе).

6.     Техника игры в футбол. Техническое мастерство футболиста. Практические занятия. Удары по мячу ногой. Удары по катящемуся и летящему мяту различными способами с поворотом до 180е и в прыжке. Резаные удары внешней и внутренней частью подъема. Откидка мяча внешней частью подъема при ведении. Удары на точность, силу и дальность.

Удары по мячу головой. Удары серединой и боковой частью лба в прыжке с поворотом налево и направо. Удары на точность, силу и дальность.

Остановка мяча. Остановка мяча наученными способами с поворотом до 180°, выводя мяч на удобную позицию для последующих действий. Остановка опускающегося мяча бедром.

Ведение мяча. Совершенствование всех способов ведения, увеличивая скорость движения, выполняя обводку и рывки.

Ложные движения (финты). Обучение финтам; при ведении наклонить туловище влево, сделать широкий шаг левой ногой и показать, что хочешь с мячом уйти влево,— неожиданно рывком уйти вправо, захватив мяч внешней стороной стопы правой ноги; показать намерения овладеть мячом, катящимся навстречу или сбоку,— неожиданно пропустить мяч между ног, повернуться и уйти рывком в сторону движения мяча.

Отбор мяча. Отбор мяча в подкате (в «полушпагате», «шпагате»).

Вбрасывание мяча. Вбрасывание мяча изученными способами с разбега. Вбрасывание на точность и дальность.

Техника игры вратаря. Отбивание мяча кулаком в прыжке на выходе из ворот.

Действия вратаря против вышедшего на ворота с мячом соперника — выход из ворот на сближение с соперником, бросок ноги. Повторный бросок на мяч. Совершенствование броска мяча рукой и выбивания мяча ногой с земли и с рук на точность и дальность.

7.     Тактика игры в футбол. Характеристика игровых действий футболистов команды при расстановке по схеме I—4—4—2. Тактика игры в нападении: атака широким фронтом, изменение направления атаки, применение в атакующих комбинациях «скрещивания и игры «в стенку», выход футболиста для завершающего удара по воротам. Тактика игры в защите: создание численного преимущества в обороне, взаимостраховка.

Установка на игру; тактический план предстоящей игры, задания отдельным звеньям и игрокам. Разбор проведенной игры; выполнение намеченного тактического плана, удачно проведенные тактические комбинации, недостатки в игре, оценка. Прак тические занятия. Тактические действия полевых игроков.

Выполнения основных обязанностей в игре по тактической системе 1—4—4—2. Совершенствование в игре на своем месте по избранной тактической системе.

В нападении: уметь создавать численный перевес в атаке за счет скоростного маневрирования по фронту и подключения в атаку полузащитников и защитников; в ходе атакующих комбинаций применять «скрещивание» и игру «в стенку»; менять направление атаки путем длинной передачи мяча, выполнять завершающие удары по воротам с хода. В защите: совершенствовать метод комбинированной оборины, персонально опекать наиболее сильного игрока команды соперника, приспосабливаться к индивидуальным особенностям подопечного игрока соперника, быстро перестраиваться от обороны к атаке. Тактика вратаря. Совершенствовать умение взаимодействовать с партнерами по обороне, руководить их игрой, играть на выходах из ворот, вводить мяч в игру, организуя контратаку. Соревнования по футболу.

8.    Выполнение отдельных норм комплекса ГТО Ш ступени — «Сила и мужество».

Выполнение норм комплекса ГТО. Завершение выполнения Ннорм комплекса ГТО II ступени—«Спортивная смена». Выполнение контрольных упражнений по физической и технической подготовке. Выполнение контрольных упражнении.

9.               Инструкторская практика.

10.          Участие в товарищеских и календарных играх на первенство района, города, области, края.

17.      Ожидаемые результаты.

-                    умение использовать сложные технические приемы в играх;

-                    умение самостоятельно провести занятия с группой первого года обучения;

-                    умение использовать знания, полученные в предыдущие годы в проведении соревнований и судейства;

-                    выполнить норматив II разряда.

18. Диагностические методы проверки ожидаемого результата.

В начале учебного года с учащимися проводится анкетирование с целью выявления знаний по футболу, мотивов желания посещать объединение.

В конце учебного года диагностируется уровень физической и технической подготовленности.

19. Литература.

1.               Быков В., Черепанов Л. Пособие для занятий с начинающими. М., 1971.

2.               Флорбол. Правила игры и интерпретации. Перевод С.Болыпакова.

Н.Новгород, 2000.
Дата последнего обновления страницы 14.09.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»